Русская культура в зеркале путешествий
В ряду выявленных и подробно изученных к настоящему времени сочинений Ишимовой, традиционно упоминаемых в современных истори- ко-литературных справочниках, незаслуженно забытыми оказались путе- вые записки «Каникулы 1844 года». В книге описывается поездка группы путешественников из Петербурга в Москву, предпринятая с познаватель- но-развлекательной целью. Разумеется, главное внимание уделено конеч- ной цели путешествия — знакомству с древней столицей России и ее до- стопримечательностями. Однако значительную часть записок составляет описание Тверской губернии, что является чрезвычайно интересным и важным для тверского литературного краеведения. Повествование о путешествии ведется в книге от первого лица. Дама, которая выступает основным субъектом речи, — это безусловно автобио- графическая фигура, поэтому в дальнейшем мы будем называть ее Ишимо- вой-повествовательницей. Она путешествует с родственниками, среди ко- торых дядюшка Николай Дмитриевич — большой знаток старины, тетуш- ка Ольга Дмитриевна — любительница старинной культовой архитектуры и дети Лиза и Валериан. Введение персонифицированного повествователя придает запискам черты достоверности, а обращения автора к героям и чи- тателю моделируют ситуацию непосредственной включенности реципиен- та в происходящее в книге. Впечатления от поездки Ишимова изложила в форме писем повест- вовательницы к своей сестре. Поэтому может показаться, что «Каникулы 1844 года» носят сугубо частный характер и написаны лишь по случаю. Однако это впечатление обманчиво: в одном из писем повествовательница делает принципиально важную оговорку: «Я описываю тебе, милая сестри- ца, все города, которые мы проезжаем, с такою подробностью, что я ду- маю: журнал мой может служить твоим детям вместо географического урока» (И., с. 265). Следовательно, по замыслу автора, «Каникулы 1844 года» представляют собой не что иное, как рассказы для детей из географии и истории . Напомним, что творческая биография Ишимовой неразрывно связана с ее педагогической деятельностью. Книга «Каникулы...» (рассказы для де- тей из географии) логично следуют за книгой «Рассказы для детей из исто- рии России» и продолжаются «Рассказами для детей из естественной исто- рии». Примечательно, что вкупе с изданными позднее «Рассказами для де- тей из Священной истории» они составляют своеобразный комплект учеб- ных книг, написанных в занимательной художественной форме и адресо- ванных юным читателям. Источник для книги Ишимовой «Рассказы для детей из истории Рос- сии» хорошо известен — это знаменитая «История государства Российско- го» Н. М. Карамзина. Это заставляет нас предположить, что у рассказов для детей из географии также должен существовать некий литературный источник, успешно апробированный к 1840-м гг. во взрослом чтении и по- 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1