Русская культура в зеркале путешествий
центру Твери находится Христорождественский женский монастырь, кото- рый в настоящее время замыкает улицу Спартака (в середине XIX в. Ро- ждественская слобода, названная так по имени монастыря); хотя от центра города до монастыря 2 км, его нельзя увидеть из центра города. Практиче- ски не просматривалась из центра даже резиденция тверских архиереев Трехсвятское с архиерейским домом, находившаяся в конце современной улицы Трехсвятской на берегу реки Лазури. Трехсвятское нельзя было увидеть даже с Восьмиугольной площади на улице Миллионной, потому что ее загораживала горка Фавор, образованная при создании прудов в ру- сле Лазури. Наконец, и публичный сад на берегу Волги Вокзал (между бе- регом Волги и современной улицей Вагжанова) не был виден в перспекти- ве Миллионной улицы, поскольку понижение почвы в этом месте скрыва- ло его от глаз наблюдателя. Глушков в описании Твери повторяет тот панорамный принцип, ко- торый он применил при описании Торжка: «Строение в нем отчасти камен- ное, а отчасти деревянное очень порядочное. Лучшее находится на правой стороне Тверцы, расположенное амфитеатром по косогору, уступами к реке склоняющемуся. Ежели стать у дворца в Затверецкой части, на высо- кой горе построенного, то каждая улица и дом видны будут в особенности. Множество церквей, гостиный двор, площади, большие и малые преспек- ты, набережная, на уступах стоящие слободки, сады и движущийся народ в приятнейшем разнообразии вдруг представятся: вот обширная торговая площадь, окруженная каменными, преизрядной архитектуры домами, ве- ликолепный из них есть городовой магистрат, — смотрите, как величе- ственно тут на горе стоит церковь, — от нее продолжается каменный го- стиный двор, имеющий 111 лавок — это деревянные лавки, или другой го- стиный двор, а это посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрас- ный фонтан — посмотрите, как хороша набережная и какой крутой вал от нее начинается! Наконец взгляните на монастырь, его огромную церковь, высокие колокольни, стены, башни, сады и после всего согласитесь, что Торжок принадлежит к изрядным городам» (Г., с. 153—154). Однако для описания Торжка панорамный принцип вполне подходит, поскольку город строит на высоких берегах Тверцы и на самом деле амфитеатром спускает- ся к реке. Тверь же расположена на равнине и не имеет ни одной смотро- вой площадки, позволяющей любоваться ее красотами в совокупности. Глушков прекрасно понимал фактическую несостоятельность своего описания. Он пишет, что Тверь «расположена на месте весьма прелестном. Представьте себе ровную большую возвышенность…» (Г., с. 160). Но же- лая дать панораму Твери, он сам же и нарушает принцип правдоподобия. Он дает совокупный образ города, очень яркий и выразительный, но не имеющий отношения к действительности. Следует кстати заметить, что Глушков в своей панораме не упоминает мужской Отрочь Успенский мо- настырь, который стоял в излучине, образованной впадением в Волгу 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1