Русская культура в зеркале путешествий

Тверцы и который на самом деле был виден с набережной правого берега Волги. То, что бросалось в глаза на левобережье Волги: Отрочь монастырь, красивый комплекс вокруг церкви Воскресения Христова (Трех исповед- ников) за современным памятником Афанасию Никитину, Екатерининская церковь в Затверечье, — всё это не вошло в это описание. То, что невоз- можно увидеть не только в совокупности, но даже и по отдельности из центра города, включено в него. Видимо, именно для того, чтобы избежать обвинений в фактических ошибках, Глушков включает это описание в текст своего путешествия как чужое слово, чужую точку зрения. Вследствие этого вся ответственность за фактическую достоверность с автора снимается. Когда путешественник подъезжает к Твери, он пишет: «Теперь во всем великолепии открывается вид города Твери; прочтите письмо некоторой девицы, писанное оттуда в ответ, можно ли с удовольствием жить в оном городе, и узнайте спра- ведливость ее описания» (Г., с. 159). Далее следует текст письма с приве- денными цитатами. Итак, если какой-то знаток Твери выразит Глушкову претензии за неточность описания, он возразит, что это не его описание, это одна твер- ская девица так написала. Но если читатель не заметит ошибки, то перед его глазами предстанет впечатляющая картина, весь город в окружении культовой архитектуры и зелени предстанет перед ним как на ладони. Глушков, возможно, потому и сочинил это письмо, что не был в Желтико- вом монастыре, расположенном довольно далеко от города и в стороне от дороги из Петербурга в Москву. Едва ли посетил он и Николо-Малицкий монастырь, находящийся рядом с этой дорогой, но на подъезде к Твери, потому что путешественник, костюм которого после длительного путеше- ствия находился в беспорядке, вряд ли хотел наслаждаться историей и ста- риной. Исследователи обычно упоминают, что именно в книге Глушкова было впервые опубликовано предание об основании Отроча монастыря, согласно которому монастырь был основан отроком тверского князя Яро- слава Ярославича Юрием (Георгием), после того как князь отобрал у него его невесту Ксению . 169 История эта после книги Глушкова стала весьма по- пулярной в литературе и породила множество стихотворных и прозаиче- ских переложений. Некоторые исследователи достаточно основательно считают ее выдумкой самого Глушкова. И наш анализ показывает, что та- ких фактически недостоверных включений в документальный текст автора в книге Глушкова можно найти не одно, а, возможно, и не два. То есть та- кие фактически недостоверные включения в документальный текст автора являются у Глушкова осознанным приемом построения травелога. Таким образом, следует признать, что Глушков несомненно путешествовал по 169 Семячко С. А . Повесть о Тверском Отроче монастыре. СПб.: Наука, 1994. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1