Русская культура в зеркале путешествий

Тверскому краю, но так же несомненно, что его травелог не вполне отвеча- ет реальному путешествию. Текст Ишимовой построен в этом отношении проще. Она, конечно, не создает таких ярко противоречивых описаний, как изображение Твери глазами рассказчицы у Глушкова. Но она сокращает тверские расстояния и значительно приближает все объекты друг к другу. Ишимова начинает свое описание города с Христорождественского женского монастыря: «Этот монастырь был почти у самого города <…>. Так как город Тверь и весь невелик (не более 4 ½ верст в длину и 3-х в ши- рину) и мы встретились с нашими маленькими знакомками довольно близ- ко от того места, где была дорога к монастырю, то мы все, известные тебе любители пешеходных прогулок, решились отправиться также за ними и были прекрасно вознаграждены за это. Рождественский монастырь, о кото- ром говорили нам девочки, прелестно лежит на берегу довольно широкой реки Тьмаки, протекающей также в Твери и впадающей в Волгу» (И., с. 276). Мы пока опустим описание монастырских построек, к которым вернемся ниже. Далее Ишимова пишет: «Сюда бывают летом крестные ходы из Тве- ри, и образ <Тихвинской Божией Матери > 170 в процессии уносится в город и потом в другой монастырь, верстах в 4-х лежащий от Рождественского и называемый Желтиковым , где почивают мощи св. Арсения. На эту духов- ную процессию съезжаются богомольцы не только из окрестностей Твери, но даже из Новгорода и Пскова» (И., с. 277). Речь идет о тверском еписко- пе свт. Арсении, который основал Желтиков Успенский монастырь . 171 Итак, между Христорождественским и Желтиковым монастырем, по сло- вам Ишимовой, около 4-х верст. Это справедливо только отчасти, если считать по правому берегу реки против течения. Ишимова же пишет, что икона «уносится в город и потом в другой монастырь», из чего следует, что движение осуществляется по левому берегу. Однако современных 170 Речь идет об иконе Тихвинской Божией Матери, которая находилась в посвя- щенной ей церкви на другом берегу Тьмаки; церковь не сохранилась, о ее существова- нии напоминает ул. Тихвинская, уходящая вправо от моста через Тьмаку. 171 Успенский Желтиков мужской монастырь на левом берегу Тьмаки, на подъез- де к Твери со стороны Старицы. Основан в 1394 г. архиепископом Арсением († 1409, погребен в соборной церкви; мощи обретены в 1483, канонизирован в 1547). Первая ка- менная постройка — Успенский собор (1404, перестраивался в 1654 и 1713—1722). В начале XVII в. разорен польско-литовскими интервентами, но монахи успели скрыть драгоценности. Ишимова со своими спутниками не ездила к монастырю. Однако она могла бы видеть за каменной стеной с двумя угловыми башнями Успенский собор, Алексеевскую церковь (1709), церковь Антония и Феодосия (1709) с примыкавшими к ней братскими и настоятельским корпусами (1837), колокольню с въездными воротами (1833). Монастырь упразднен в 1920-е гг., полностью разрушен в годы Великой Отече- ственной войны. См.: Платон, архимандрит . Историческое и статистическое описание Успенского Желтикова монастыря. Тверь, 1852; Описание второклассного Тверского Успенского Желтикова монастыря. Тверь, 1908. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1