Русская культура в зеркале путешествий

транспортных магистралей по левому берегу Тьмаки не существовало, движение в сторону Старицы шло через деревеньки, лежащие по берегам извилистой Тьмаки. Таким образом, расстояние между монастырями было значительно больше. Но мы вскоре увидим, зачем Ишимовой нужно было это сокращение расстояния. Ишимова продолжает свое описание: «Не более как в полуверсте от монастыря Рождественского на берегах той же реки Тьмаки мы видели одно из лучших мест в Твери — Трисвятское . Это местопребывание твер- ских архиереев, с прекрасным садом, который имеет в окружности не ме- нее трех верст. Архиерейский дом и монастырь Рождественский стоят на возвышении и оттого окружены прекрасными видами во все стороны» (И., с. 277). Для жителя современной Твери ясно, что расстояние от конца ули- цы Трехсвятской, где она впадает в Тверской проспект, до Христорожде- ственского монастыря вовсе не полверсты, не шестьсот метров, а значи- тельно больше. Более того, строго говоря, Трехсвятское находится не на берегу Тьмаки, а на правом берегу Лазури, недалеко от впадения ее в Тьмаку . 172 Это на самом деле достаточно высокое место, и с него хорошо видна пойма Тьмаки с многочисленными излучинами и островами, кото- рых во время Ишимовой было, видимо, еще больше. Но едва ли то же самое можно отнести к Христорождественскому монастырю, который на- ходится на достаточно высоком, но отлогом берегу Тьмаки, с которого не- льзя было в то время увидеть ничего, кроме противоположного берега реки, усеянного огородами мещан и купцов. А уж в противоположную сто- рону от монастыря — в сторону современной Пролетарки и железнодо- рожной линии — нельзя было увидеть вообще ничего, кроме леса. В дальнейшем Ишимова увеличивает свои ошибки. Завершив про- гулку по Твери знакомством с садом в Трехсвятском, она заключает: «На- гулявшись в нем и налюбовавшись прелестными видами его окрестностей, мы жалели, что усталость Ольги Дмитриевны помешала нам дойти до Желтикова монастыря, которого золотые главы уже видны были из-за сос- новой рощи. Там есть, кроме мощей св. Арсения, две любопытные комна- ты: в них жил царевич Алексей Петрович, когда находился под справедли- вым гневом знаменитого родителя своего. Но как никогда нельзя надеяться 172 Спас Высокий, или Спасский Загородный Трехсвятский мужской монастырь (первое упоминание 1361) в начале XVІІ в. был разорен, но в 1744—1752 гг. были по- строены деревянные на каменном фундаменте кельи и церковь св. Троицы. Когда при пожаре Твери 1763 г. резиденция епископа на территории кремля сгорела, монастырь обратили в архиерейский дом ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографиче- ского исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов). О Трехсвятском и его садах упо- минает в своем путешествии 1804 г. Ф. Н. Глинка ( Глинка Ф. Н . Письма к другу / сост., вступит. ст. и коммент В. П. Зверева. М.: Современник, 1990. С. 120—128). Ср. также очерк М. Е. Салтыкова-Щедрина «Наш губернский день» (М. Е. Салтыков-Щедрин. Тверские страницы жизни / ред. Е. Н. Строганова. Тверь, 1996. С. 38). 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1