Русская культура в зеркале путешествий

видеть всё, что есть на свете примечательного и любопытного, то мы на этот раз должны были удовольствоваться тем, что видели в Твери, и отпра- виться в гостиницу. Было уже около 9-ти часов вечера» (И., с. 279—280). Ишимова ошибается, ибо от Трехсвятского (точнее от архиерейского дома) можно видеть главы Христорождественского монастыря, но никак не Жел- тикова, который находится на берегах той же Тьмаки, но, как она сама вер- но пишет, за 4 версты (около 5 км) от Христорождественского монастыря. На таком расстоянии вообще ничего увидеть нельзя. Чем же, в таком слу- чае, вызвана эта ошибка? Случайна ли она или призвана с определенной художественной или прагматической целью? Как можно судить, Ишимова вновь упоминает о Желтиковом мона- стыре и сетует, что не смогла его посетить, потому, что она хотела вклю- чить в описание города сведения о пребывании в монастыре царевича Алексея Петровича. Существует мнение, что Петр I предполагал заточить своего опального сына царевича Алексея в этом монастыре, однако сведе- ний о длительном пребывании здесь царевича нет. Между тем с царевичем Алексеем в Желтиковом монастыре связывают три комнаты верхнего эта- жа для проживания и комнаты на первом этаже для кухни и кладовой, хотя они предназначались для царских особ вообще. Поэтому Ишимова и упо- минает монастырь, «которого золотые главы уже видны были из-за сосно- вой рощи». И это звучит смешно: какой высоты должна быть сосновая роща, чтобы от Христорождественского монастыря можно было видеть Желтиков монастырь за 4 версты? Итак, в чем же смысл такого совмещения объектов и такой неточно- сти Ишимовой? Является ли это простой ошибкой, либо это специальный прием, преследующий определенную цель? Как нам кажется, Ишимова сознательно совмещает изображаемые объекты, поскольку такое насыщение городского пространства различны- ми объектами оказывается одним из существеннейших принципов де- монстрации красоты города. То же самое мы видели и в путешествии Глушкова, из которого мы привели первое описание: оно преследует ту же самую цель. Много объектов — это хорошо, это красиво. Если же много объектов видно с одной точки зрения, с одной позиции — это еще лучше. Многочисленность объектов символизирует степень освоенности про- странства, степень его окультуренности. И в принципе, такая репрезента- ция пространства отвечает современным эстетическим требованиям. Говоря об ошибках в тексте «Каникул 1844 года», следует учиты- вать, что Ишимова, возможно, совмещает архиерейский дом Трехсвятское и архиерейскую загородную дачу, которая находилась действительно на небольшом расстоянии от Христорождественского монастыря на террито- рии современного Дворца детей и молодежи (просп. Дарвина, 3). От этого комплекса сохранились остатки парка и каскад прудов, впадающих в Тьма- ку и составляющих с ней одно целое. В таком случае большой ошибки в 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1