Русская культура в зеркале путешествий

определении расстояния между монастырем и дачей не будет, хотя всё рав- но это расстояние не равно полуверсте. Однако едва ли можно сказать, что от этого места открываются во все стороны прекрасные виды. Кроме того, в пользу Трехсвятского свидетельствуют следующие слова: «…возвращусь со всею живостью нынешних впечатлений моих к прогулке нашей по хоро- шенькой Твери. Сад Трисвятский был окончанием ее» (И., с. 279). Город, как известно, заканчивался Трехсвятским садом в конце современной Трехсвятской улицы, за Лазурью находились пригородные усадьбы. Таким образом, Ишимова дает точное название архиерейскому дому, но это окон- чательно разрушает и достоверность в измерении расстояний, и достовер- ность зрительской картины города. Наконец, отметим еще один очень важный момент. Говоря о близо- сти и как бы о взаимной видимости Христорождественского монастыря и архиерейского дома, Ишимова не упоминает, что между ними в пойме Тьмаки находится весьма красиво расположенная Покровская церковь. Если бы рассказчица на самом деле стояла на берегу Тьмаки в саду около архиерейского дома в Трехсвятском и пыталась бы разглядеть за деревья- ми на другом краю излучины Тьмаки монастырь, она не могла бы не уви- деть прямо у своих ног эту церковь. Но она о ней не говорит. Можно пред- положить, что поскольку с Покровской церковью не были связаны опреде- ленные исторические предания, постольку она и не вызывала никакого ин- тереса со стороны путешественников. Совершенно по иным причинам не входит в панораму Твери и От- рочь монастырь в книге Глушкова. Стремясь зрительски насытить текст города различными значимыми объектами, Глушков, как мы уже сказали, проходит мимо очевидного и видимого. Причина того, что он не включает в панораму города Отрочь монастырь, заключается в том, что Отрочь мо- настырь связан в его сознании с легендой об отроке Юрии и дочери свя- щенника села Едимоново Ксении. Поскольку Едимоново лежит по дороге из Твери на Москву, постольку и рассказ об Отроче монастыре переносит- ся на более позднее время. Таким образом, можно говорить, что достоверность изображаемых автором травелога картин зависит не только от стремления создать репре- зентативный текст города, но и от намерения автора распределить инфор- мацию по всему тексту более или менее равномерно. Итак, хотя травелог как документальный жанр имеет установку на достоверность сообщаемых фактов и сведений, эта достоверность во мно- гих случаях может быть поставлена под сомнение. В принципе, литератур- ный травелог можно написать, не выходя за пределы своего кабинета и пользуясь справочниками, описаниями, изобразительными материалами (в предыдущем разделе главы мы говорили как раз о том, что Ишимова ши- роко пользовалась книгой Глушкова). Разумеется, при таком методе рабо- ты известные погрешности в описании могут и даже должны появиться. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1