Русская культура в зеркале путешествий
тот или иной объект, либо заимствовал материал из другого описания. Вот описание Глушкова шлюзов на плотинах Вышневолоцкой водной системы: «Хотя и положено накоплять к спуску в вышневолоцких каналах не более 300 судов, однако ж, располагая по благополучной воде, вмещается их иногда до 900, не считая лодок. В то время многолюдство здесь бывает чрезвычайное, все площади, улицы и дома наполняются народом, ибо, кро- ме обыкновенных водолеев, коренных и необходимых бáрочных служи- телей, приходят еще из отдаленных краев артели сходочных и лоцманов. Полагая на каждое судно по нужде до 15 человек, возрастает иногда надоб- ность в работниках до такой необходимости, что женщины вступают в сию должность. Нигде не бывает подобного хаоса и деятельности, как здесь в день спуска. На рассвете оного дня, как для известия о спуске ударят в ба- рабан и выставят флаг, всё мгновенно приходит в движение: рабочие са- дятся в свои места, лоцманы изготовляют снасти, купцы делают расчеты, запасаются поспешно надобностями, всё суетится, всё шумит, везде рабо- та, везде гул раздается — немного, и другая картина! — лишь обыграется спущенной воды вал и пройдет благополучно первая барка, то все стоящие на своих местах лоцманы с рабочими людьми молятся и призывают Бога в помощь, а Николу в путь , — потом на барке, назначенной к отвалу, ударя- ют сильно в потеси, весьма искусно спускаются в шлюзные ворота и на быстром бегу воспевают радостные песни» (Г., с. 149—150). Сравним с этим описание шлюзов Вышнего Волочка у Ишимовой: «…говорят, что надобно посмотреть Вышний Волочек весною и в начале лета, в дни спуска в каналы судов. Тогда делается во всём городе вели- чайшая суматоха: народ толпится не только по берегам каналов, но даже на всех площадях и улицах, во всех домах и лавках. Каждому есть какое- нибудь дело до отправляющихся судов: иной спешит с ящиком, другой с письмами, третьему надобно получить деньги с отъезжающих купцов, чет- вертому — отдать их какому-нибудь приятелю. Одним словом, шум, крик, суета на каждом шагу. И эта суматоха начинается на рассвете дня, в кото- рый объявят с барабанным боем о спуске и выставят флаг. С приближени- ем решительной минуты город начинает походить на галерею подле ваго- нов железной дороги: все рабочие и лоцманы спешат на свои места, все купцы и расстающиеся спешат договорить последние прощанья. Как скоро шлюзные ворота отворятся, все рабочие начинают молиться и призывать Бога в помощь, а св. Николу в путь ; — в минуту же прохода в ворота на всём быстром бегу барок поют радостные песни» (И., с. 264). Ишимова и ее выдуманный персонаж Николай Дмитриевич, разуме- ется, читали дорожник Глушкова и на его основе строили свои экскурсии. Но если начальные эпизоды сравниваемых фрагментов сходны лишь тема- тически, то финальные части родственны уже и фразеологически, так что текст Ишимовой можно считать прямой цитатой из Глушкова: 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1