Русская культура в зеркале путешествий

…все стоящие на своих местах лоцманы с рабочими людьми молятся и призывают Бога в помощь, а Николу в путь , — потом на барке, назначенной к отвалу, ударяют сильно в поте- си, весьма искусно спускаются в шлюзные во- рота и на быстром бегу воспевают радостные песни. Глушков …все рабочие начина- ют молиться и призывать Бога в помощь, а св. Николу в путь ; — в минуту же прохода в ворота на всём быстром бегу барок поют радостные песни. Ишимова Даже в том случае, когда путешественники самостоятельно описыва- ют или толкуют явления, модели этих описаний или толкований совпадают до мелочей. Создается впечатление, что автор второго путешествия как бы ссылается на своего предшественника, но говорит: логика построения его верна, но факты в истории подобраны неверно, следует изложить ситуа- цию так… Сравним, как объясняют оба автора происхождение старинного на- звания города Торжка — Новый Торг , которое сохранилось в исторических памятниках и в речевой практике (в прилагательном новоторжский и в на- звании жителей новотор , новоторка ). Глушков пишет: «Когда и кем по- строен он, неизвестно, однако древность его доказывается тем, что некто преподобный Ефрем , бывший прежде в службе у российских князей Бори- са и Глеба, по смерти их пришед в начале XI века в сей город, нашел уже его многолюдным; по летописям же новогородцев видно, что он был по- граничный город их владений и подвергался много раз первой разорениям от великих князей российских, татар и литвы, а особливо в 1238 году от та- тарского хана Батыя , который, разорив его до основания, жителей всех ис- требил. Но как место сие по положению реки Тверцы весьма удобно к тор- говле, то на развалинах города прежние жители с приезжавшими из других селений и производили оную, отчего место сие назвалось Новый Торжок , а жители возобновленного вскоре потом города стали именоваться ново- торжцами » (Г., с. 152). А вот текст Ишимовой: « Торжок . <…> Он очень старинный: летопи- си наши говорят о нем еще в XII веке. Первую церковь и монастырь по- строил в нем в 1015 году конюший князей Бориса и Глеба, так несчастно окончивших жизнь свою. Много несчастий перенес в древности и самый Торжок, и всё более за связи свои с гордым Новгородом, который называл себя то братом его, то властителем. Пять раз он был разоряем почти до основания. В последний раз это было в 1606 году. Имя его доказывает, в чем состояла главная слава его, но после разорения 1606 года это доказа- лось еще гораздо более. После страшного разорения, которому подвергся тогда Торжок от поляков, в нем оставался только монастырь св. чудотвор- ца Ефрема. Вот бедные, разоренные жители начали сходиться торговать с теми поселянами, которые приезжали в церковь монастырскую помолить- ся Богу. Торги эти шли так удачно, что разоренный Торжок назван был 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1