Тверской академический театр драмы

16 ИСТОКИ Возникновение Тверского театра связано с общим подъемом русской национальной культуры в России се- редины XVIII1го столетия. В при- дворных и демократических кругах общества возрастал интерес именно к русскому театру (иностранные теа- тральные труппы появились при дво- ре еще в конце XVII века). Первые постоянные театры организуются при учебных заведениях и богатыми дворянами (при Шляхетском корпу- се – 1749 г., МГУ – 1756 г.). В Мос1кве, Петербурге, Ярославле создаются постоянные труппы, уст- раиваются театральные представле- ния. Они широко известны в исто- рии русского театра. К ним следует присоединить и Тверь, опираясь на документы и исследования, прове- денные еще в 19201е гг. Возникновение театра в Твери относится к 1745–1748 гг. и связано с историей Тверской духовной семи- нарии, которая была открыта 16 фев- раля 1739 г. и разместилась в здании Тверской русской епархиальной шко- лы при Федоровском монастыре на острове при впадении реки Тьмаки в Волгу. Федоровский монастырь был главным центром просвещения и культуры в Твери с XIV1го столетия, известен своими духовными и куль- турными связями с Византией и Бал- канами, с киевским духовенством. Для создания театра в 401х гг. в Твери сложилась особенно благо- приятная обстановка. Появился зна- чительный слой образованных горо- жан, что было связано с возрастав- шей торговой ролью города, распо- ложенного на важных путях между двумя столицами. Тверским еписко- пом был назначен Митрофан Слот- винский, поборник русской культу- ры, сторонник преподавания духов- ных дисциплин на русском языке, выделявшийся своей образованнос- тью и демократичностью. В семинарии Митрофаном Слот- винским была создана кафедра пии- тики и риторики, на которую в 1739–1745 гг. были приглашены лучшие преподаватели из Киевской духовной академии и Харьковского коллегиума. Их было не менее пяти. Они имели опыт театральных поста- новок в Киеве и помимо теоретичес- кого изучения драматической поэзии готовили драматические театраль- ные представления, превратившиеся в постоянный театр. У Тверского театра при семина- рии имелись два признака, присущие постоянному городскому театру – профессионализм и публичность. Мiнiстръ. Тые мню, того бо [для] 1 ) семо и предстали. 2 )Царь. Вся, мню, Македонiя моя вседержавна ИзвY стна, о чY м горко пY чалюсь издавна 3 ). Жрецъ. Суетна земных пY чаль без вышних совY та, Ащо б 4 ) и продолжалась в 5 ) тысящныя лY та. Обаче аще 6 ) молбы к нимъ в’зносимъ 7 ) и позны, ОтвY тъ на то, что просим, 8 ) прiемлем не розны 9 ). Царь. Умоить прошу богов, да горчаиши слезы Отру от очесъ моих сY товной Ляхезы. Жрец. [Мы] 10 ) ревностно вопросим, нелестно повY мы ТебY , что ли 11 ) чрез отвY тъ 12 ) от богов увY мы. [Царь] 13 ) Полезны ли мнY 14 ) труд вашъ? 1 ) так М; ради П. 2-3 ) опущ. М. - 4 ) бы М. - 5 ) провождалъ о М. - 6-7 ) так М; моглъ бы к нам выносим П. - 8 ) приносим М. - 9 ) грозны М. - 10 ) так М; ты П. - 11-12 ) опущ. М. - 13 ) так М; оп. П. - 14 ) мнY оп. М. [Жрецъ] 1 ) Дерзай премY нити ПY чаль на радость, юже толь долгими лY ты (л.80) Понесъ безчадства ради, зане будешъ знатна ИмY ть сына героя, свY том непонятна. Александра имY немъ, великаго дY лы, Его же несравненна признает свY т цY лы. Царь. Благодарю вам, друзи, за вY сти такiя, Ими утY шисте мя во времена сiя. Мужiе премудрiе 2 ) свY тови явленны, Даром предвидY ния суще исполненны. Буд[у] 3 ) отсY лY добру надY жду имY ти, Буду всякими мY ры вам благодарити. ИНТЕРЪЛЮДИУМ ИЛИ ИГРАЛИЩЕ ПЕРВОЕ 4 ). Пд’ячей. Плахое наше дY ло, не всегда случится Челабитчикъ, с каво бы мощно поживитца. Случается, что цY лу и нощъ ту просидишъ, Думая, чтобъ больше сарвать; на, вота увидишъ. Куды какъ мудры свY тъ насталъ, что хоть дY ла[ми] 5 ). Настои брать, что бы сарвать с мужика прас[..] 5 ). 1 ) так М; оп. П. 2 ) премудры М. - 3 ) так М. буде П.- 4 ) по сп. М; в П. Интерлюдий нет. - 5 ) в рукоп. залито чернилом. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА о возникновении Тверского театра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1