Тверской академический театр драмы
Смякнувши и мужичекъ, чево стоитъ дY ло, На алтынъ купивъ луку в глаза лезет смY ло. Кагда жъ на[шъ] 1 ) брать за дело станетъ таргаватца, Смотрит, как с жалобой до судей дарватца, Живетъ сплошъ, что такова плутишка талчками Выпатчуешъ, чтобъ не смY лъ говарить с судьями. Судьи веть на нас дабры, татчасъ примY чаютъ, Кагда дY ло замедлитъ, взяткомъ парицает. Гаваря: безсовестной, что людей валочишъ? В нашемъ ли брате, совесть сыскать другъ мой хощешъ? Как же быть? кагда бы мы на совесть сматрY ли, Ничево бъ и в дамишкY отнють не имY ли. И такъ ужъ дни четыре челабитны не видалъ Цыганъ. А я тебя давно на кабакахъ искалъ. Подъячей. Для чего ты не пришелъ ка мнY на домишко? Что твоя нужда, какое дY лишко? Цыганъ. Сыскавъ себY невесту, то хочу женится. Подъячей. Нада о твоемъ дY ле много потрудится. 1 ) В рук. на. Цыганъ. Пожалуй, не держи, чтобъ за трудъ взялъ? Подъячей. Что бъ ты за трудъ 1 ) поднесъ, я бъ то принял. [Цыганъ] 2 ). [О]днакож, какъ сказуютъ, торгъ людей не гневатъ, Лучше, что тебе поднесть, дружно приговорят. Подъячей. ВY даешъ ли, что в синей продаютъ бумаге, И что больше на [водY ] 3 ), на рынке с рогами? Цыганъ. Хорошо ты сказуешъ, я немношко смY каю, Но какъ бы то мнY скоро сыскать, и не знаю. Подъячей. С етакимъ машенником умно говорить, Когда что нибуть нашъ братъ с нево хощет нажить. Цыганъ. Куды каки ты щастливъ: только что я вышолъ, Все то какъ бы на заказъ готово нашолъ. 1 ) В рукоп. друдъ. - 2 ) В рукоп. залито чернилами. - 3 ) В рукоп. волее. Историческая справка 17 Исследоваетлям известны две первые пьесы Тверского театра: «Опера (или Диалог) об Александре Македонском» и «Декламация» – в честь дня рождения императрицы Елизаветы. Обе написаны учителя- ми семинарии. «Диалог в тферской семинарии бывый июля 8 дня» имеет все признаки драматического произ- ведения: семь «явлений» (глав) с ин- термедиями и балетом в конце, с ре- жиссерскими ремарками. Фактичес- ки это панегирик Петру Великому. Поставлена пьеса в 174511748 гг. В ней действуют античные герои (Александр Македонский и др.), между явлениями пьесы исполня- лись интермедии сатирического со- держания. Интермедии были напи- саны тверскими семинаристами и отражали тверской быт. Содержа- ние пьес и диалогов Тверского теат- ра выходит далеко за рамки учебной тематики семинарии и дает основа- ние называть его народным. Кроме античных героических персонажей в театральных представлениях можно встретить купцов, солдат, чиновников, мещан, духовных лиц, судей и др. В интермедиях высмеи- вались многие явления обществен- ной жизни. Текст второй постановки «Диа- лога» имеется в составе рукописного сборника русских пьес XVIII в. (биб- лиотека Загребского университета) и дает возможность датировать воз- никновение театра в Твери. Назва- ние этой пьесы содержит дату ее по- становки: «Синопсис, или Краткое видение декламации высочайшему дню рождения ея Императорского величества, восписанной 1745 году месяца февраля... дня в присутствии преосвященного Митрофана архи- епископа Тверского и Кашинского от семинарии Тверской в двоих дей- ствиях изображенной». Из этого тек- ста следует, что в феврале 1745 г. в Твери была поставлена пьеса («Декламация» в пиитике уподобля- лась части драмы), посвященная им- ператрице Елизавете Петровне. Именно 1745 г., когда была осу- ществлена эта театральная поста- новка, можно считать годом основа- ния Тверского театра. Профессионализм театра под- тверждается коллекцией рукописей Государственного архива Тверской области, относящихся ко времени его открытия и первым десятиле- тиям его деятельности. Несомненно, что это учебники и сборники произ- ведений, которыми руководствова- лись и пользовались актеры1семина- ристы. К ним относятся: Поэтика, изданная в 1743 г.; Риторика – 1750 г.; Упражнения по риторике и пии- тике; Об ораторском искусстве и ду- ховном красноречии; Руководство к познанию нотного пения с рисун- ками; оригинальные произведения семинаристов, басни Эзопа, оды и элегии Ломоносова, Державина и др. – всего более двадцати руко- писных книг с пометками их посто- янных читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1