Тверской академический театр драмы

кова, который в тот период тоже был не больше чем любитель. Почему же мы, тверитяне, боим- ся взять за хронологическую основу Тверского театра официальный ис- точник, который имеет долгое (в ду- хе того времени), но совершенно оп- ределенное название: «Синопсис, или Краткое видение декламации высочайшему дню рождения ея Им- ператорского величества, воспи1санной 1745 году месяца фев- раля ... дня в присутствии преосвя- щенного Митрофана, архиепископа Тверского и Кашинского от семина- рии Тверской в двоих действиях изо- браженной». В исследовании акаде- мика В. Андриановой указывается автор этого произведения – препода- ватель кафедры пиитики Иван Лято- шевич. Ремарки на полях экземпля- ра «Синопсиса» подтверждают: пьеса была поставлена. Театр Тверской духовной семи- нарии просуществовал около 30 лет. Характерно, что на рубеже 1770–1780 гг. там ставились пьесы М. Веревкина, известного русского драматурга, вошедшего в историю театральной культуры как наиболее значительный представитель сенти- ментализма. В Твери он был членом местной палаты гражданского суда, являлся членом Вольного Российско- го собрания. Пьесы он писал в пер- вую очередь для Твери и на тверском материале. В одной из них – «На на- шей улице праздник» (1776 г.) – действие происходит под самой Тве- рью. Источники говорят о том, что пьесы М. Веревкина ставились не только в семинарском театре, но и в театре городском, уже сущест- вовавшем в Твери в 701801х гг. XVIII века. Сведения о театральной и куль- турной жизни города мы находим и в ранней редакции «Недоросля» Д. Фонвизина (801е гг.), где расска- зывается о происходящих в Твери «городских удовольствиях» – коме- диях, маскарадах и клубах. Дальнейшую историю театра в Твери мы можем найти у краеведа Н. Рубцова. (Статья Николая Рубцо1- ва «Как начался в Твери Театр». «Тверская правда», 15 октября 1926 г.) Но вернемся к началам. Ярослав- ский театр берет свое с любительских представлений в амбаре купца Полу- шкина, Тверской – с представлений театра Тверской духовной семинарии. Неважно, кто начал свою жизнь рань- ше, значимо то, что это были именно истоки русского национального теат- ра. В Ярославле они освящены име- нем великого Федора Волкова, у нас скромнее – постановками пьес И. Ля- тошевича, М. Веревкина, И. Крыло- ва и безвестными, но реальными по- движниками театрального дела, за- конный правопреемник которого на протяжении 250 лет – Тверской ака- демический театр драмы. В.И. КУТУЗОВА, театровед, заслуженный работник культуры Российской Федерации Министр [2] 1 ) Разсужда[ю] 2 ) проектъ твои высокъ без примера. Аше и лY ты млада, но храбраго сила, Мужество в тY бY живетъ и дух кавалY ра. И аще изволищи принять 3 ) на мY рила. Разсужденiя мои, вY рныя совY ты. Царь. Азъ охотно желаю, каковъ [есть] 4 ) познати. Министр. Вождя премудрейшего в тY бY суть совY ты. Убо Марсом храбрY йшим начни новы рати 5 ). Царь. Все ли на то готовы? Министр. И на смерть съ тобою Поидем, гдY Марсъ загрY митъ побY дными слY ды Не устрашатъ насъ смерти звучною палбою, Пока ти не постави[м] 6 ) вY чной пiрамiды. Царь. Лутшаго, мню, совY та во всеи подсолнечной Сыскать трудно, сколь премудръ, полY зны без меры Къ полученiю славы Александра вY чной. Убо хощу немедля послат[ь] 1 ) кури[е]ры 2 ) Къ Дарiю царю перску щасливу в покои. Щасливъ, слышу, именY мъ 3 ), нол не вY м как дY лы. Я бы желал храбрейша видеть в самом бои. Азъ же иду собY ру люди храбро смY лы. ЯВЛЕНИЕ III. Выходит войско Александрово и Дарiево, съсорящеся между собою 4 ) Александръ. Разговоры прежде съсоры [мощно] 5 ) ли имY ти? Дарiй. Ахъ толь смY ла дерска дY ла того младолY ты. (л. 81) Я 6 ) дивлюся и чуждуся 7 ) странну сему дY лу. ВсепослY днiой мысли бY дной, уму недоспY лу. Весь мiр знаетъ, ощущаетъ Дарiя мечь дY ло, Храбрость в брани на вся страны, око ума зрY ло. 20 ИСТОКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1