Тверской академический театр драмы
Коль знатны были герои исконы. Марсы храбрейши, премудры Беллiоны. Но [ни] 1 ) единъ с них по себY остави Безсмертнои славы. Всих суть имена вY чнY заглажденны, Аще и были в свой вY къ несравненны. Но были 2 ) то[кмо] 3 ). Азъ недоумY ваю, ТY м утверждаю, Что нi единъ с них вY чности махину Воздвиглъ по себY неподвижну выну. [Мене] 4 ) едина великаго дY лы Гремит свY т цY лы. 5 ) ВсY мъ будетъ в примY ръ сей колосъ побY дны, В вY чные роды первы к послY дни. Отсель прославит дY ла моя чудн(а) 6 ) Слава стотрубна. Азъ вY къ вселенной возвратих Сатурна, Азъ свY тло ведро, гдY прежде пасмурна Была погода, скоро привY л в диво Толь смотрY ливо. Меркурiй. Что на колюмню смотришъ всеприлY жно? Александеръ. Всякъ, кто ни узритъ, вперитъ глаз несмY жно. Меркурiй. И что здY чудно, что ти всепрiятно? Александеръ. Имя ми внятно. Меркурiй. И кое имя, развY не обычно? Александеръ. Мне единому природно прилично. Меркурiй. Что жъ столь прилY жно смотришъ, недо[у]мY ю 1 )? Александеръ. Азъ ти открыю. Прочтох анналы знатнY йших героевъ, Мудрых монархов, ипрехрабрых воевъ, (л. 82) Но славу, ею ж свY тъ свой удивили, Парки покрыли. И моя дY йства разсуждалъ обычно, Умыслих средство, вY чности прилично, Чим Александер будетъ добротъ в диво Зерцало живо. И то ми будетъ вY чная отрада. Старинный театр в России XVII–XVIII вв. 23 Тверской семинарии наступил но- вый период, когда пришлось вести дело со своими «природными» учите- лями, а они еще не были подготовле- ны в достаточном количестве (К., с. 69). Итак, до 1748 г. Тверская семи- нария находилась в довольно благо- приятных условиях для надлежащей организации в ней преподавания. Из этого периода ее истории до нас дошло четыре латинских учебника пиитики и один переведенный с гре- ческого языка, ряд учебников рито- рики; семинарская библиотека в эти годы пополняется разнообразными книгами на латинском, белорусском и польском языках (К., с. 105). Первые преподаватели Тверской се- минарии — воспитанники Киевской академии — перенесли ее строй и по- рядки в новую школу. Их учебники стоят в прямой зависимости от киев- ских школьных руководств. Подобно своим южным оригиналам, и твер- ские пиитики уделяют много внима- ния описанию видов драматической поэзии, которая изучалась здесь не только теоретически: если до сих пор историки старинного русского театра не включали в число провинциаль- ных школьных сцен тверскую, то те- перь есть факты, определенно ука- зывающие на наличие драматичес- ких представлений в Тверской семи- нарии. В рукописном сборнике полови- ны XVIII в., принадлежащем ак. В. Н. Перетцу, рядом с сатирами Кантемира и рифмованными жарта- ми помещена пьеса под заглавием «Диалог в тферской семинарии бывый июля 8 дня». Отрывок той же пьесы, но без заглавия, находится в рукописи Москов. историч. музея №1780 XVIII в., где сохранились четыре явления и три интермедии между ними, отсутствующие в пол- ном списке. В общем, менее исправ- ный Московский список все же дает в некоторых случаях возможность объяснить явно ошибочные чтения списка П. Этот «Диалог», представ- ляющий собою пьесу в семи явлени- ях с интермедиями и балетом в кон- це, снабжен в обоих списках ремар- ками, указывающими на сценичес- кую постановку. Из того же тверско- го школьного театра вышла и другая пьеса, о которой у меня имеется лишь краткое письменное сообщение библиотекаря Загребского универси- тета д1ра И. Бадалича. По его сло- вам, в Загребском университете есть рукописный сборник русских пьес Петровского и Елизаветинского вре- мени, среди которых одна носит за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1