Тверской академический театр драмы

главие: «Синопсисъ, или Краткое ви- дение декламации высочайшему дню рождения ея Императорскаго вели- чества восписанной 1745 году меся- ца февраля... дня в присутствии пре- освященнаго Митрофана архиепис- копа Тверскаго и Кашинскаго от се- минарии Тверской в двоихъ действи- яхъ изображенной». «Это интерес- ный и весьма литературный панеги- рикъ съ оригинальнымъ «баллетомь двенадцати месяцевъ» въ конце дра- мы» – так характеризует пьесу г. Бадалич. Итак, рукописный материал ука- зывает на сценические постановки типа диалога и декламации в Твер- ской семинарии. Под этим именем пиитики XVII–XVIII вв. разумели разновидности школьных драмати- ческих представлений, существовав- шие наряду с правильными пятиакт- ными трагедиями, комедиями и дра- мами. Часть теоретиков школьной драмы не различает этих терминов, употребляя их как синонимы, но иногда мы находим в пиитиках разграничение этих понятий. Так, в одной польско1иезуитской пиитике конца XVII в. мы читаем такое опре- деление диалога: «Диалог есть драма по большей части в прозе, состоящая в обмене двух или более лиц вопроса- ми и ответами о делах общественных и частных, а также театральных по- сле Лукиана без сценической обста- новки и без употребления большого количества поэтического вымысла». Что же касается декламаций, то в пиитиках этот термин обознача- ет «не литературный жанр, а извест- ного рода школьную церемонию при участии учащихся и учащих; на практике же термин этот употреб- лялся также в применении и к са- мым произведениям, предназначен- ным для исполнения во время этой церемонии». Декламация, как цере- мония, могла состоять в исполнении прозаических или стихотворных произведений разнообразной литера- турной формы (речи, поэмы, оды, элегии), иногда в сценической обста- новке и соответствующих костюмах; порою для декламации служили не- большие драматические представле- ния упрощенной формы (ib., с. 39140). О последнем типе деклама- ций пиитики дают такие указания: они «могут до известной степени упо- добляться одной части драмы, по ви- ду равняться одному акту, разделен- ному на сцены или выходы» (ib., с. 6). Характеризуя более подробно по- добный вид декламаций, пиитика указывает, что они могут делиться на От момовъ злобных твердая ограда. Ни пепелъ смерти во вY ки покрыетъ, Ни злоба скрыетъ. Меркурiй. Кими заслуги ты от всих отмY н(н)ы. 2 ) Александеръ. Того изрещи подробну никто же Никакъ не може. Меркурiй. Повеждь ми, да впредь сумниться оставлю. Александеръ. Внуши, представлю. Фамилiи древних от вY къ благородны, В кровY царской сынъ порфирородны Престол по отцY млад прiем наслY дны Быхъ всепобY дны. ПобY дих Персовъ, Азiю жестоку, Каппадокiю, Армянъ на востоку, Тавръ, Кавказъ, Бактръ съ всюду прошедъ сквозY , Подвергъ под нозY . ГдY ни обратих умныя зеницы, ГдY ни распрострY х победной десницы, ВездY возрасли лявры мене вслY ды, Везде побY ды. Кипилъ океанъ, дрожали Нептуны, Зря мя плывуща в конвах фортуны. Геллеспонтъ прошед путь моря немалы, Чужды пY чали. Меркурiй. (л. 82 1 ) Знатныя труды твои и не малы, об.) Но еще того ни мало достали, Еже б вY чность заслужили тiтлу, Безсмертну, 2 ) свY тлу. Мнишъ ли, 3 ) что стали 4 ) ввY къ быть неподвижны? Умъ твой пернаты и скоропостижны Не постиглъ, что кто здY вY чность вымышляет, СебY прелщаетъ. Многiя древность постав[и] 5 ) колюмны, Но сокрушиша гром[ы]) 6 ) и ветръ бурны, ТY [хъ] 7 ) же и твоей дождать пiрамiдY БY д по побY дY . Александеръ. Ахъ, какъ прелсти мя вY чность толь гонима, Слава мнY нiем от вY къ невредима. К чему 1) толь нужны труды под’я[хъ] 2 ) соты Горькими поты. НынY мнимую славу оставляю, 24 ИСТОКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1