Тверской академический театр драмы

Здесь заключается то обобщение ча- стного случая – имя Петра Великого бессмертно потому, что он имеет те- зоименного наследника – которое, согласно наставлениям пиитик, дра- матург должен сделать, избравши се- бе тему. В общих чертах развитие этой темы идет по такому плану: пьеса состоит из одного действия, разделенного на семь явлений (см. выше определение декламаций), которые содержат приступ, изложе- ние и эпилог. Первые четыре явления пред- ставляют пролог, где с помощью ис- торического примера автор подходит к развитию самой темы; действую- щие лица этого пролога в дальней- шем не появляются. В 11м явлении Филипп Македонский жалуется на жестокую фортуну, которая не дала ему сына1 наследника. По совету ми- нистра он призывает жреца, кото- рый утешает его, предсказывая рож- дение сына Александра. Во 21м явле- нии выходит Александр, рассуждаю- щий о непостоянстве земных утех. Он твердо решил, «аще и млад леты, прославить имя мое в веки многолет- ным» (л. 80). По совету министра, он решает начать с этой целью войну и посылает «куриеры» к Дарию. 31е явление начинается ремар- кой: «Выходит войско Александрово и Дариево, ссорящееся между со- бой». Перед этими войсками проис- ходит диалог Александра с Дарием, изумленным смелостью юноши. За- тем «брань начинается», а «по брани» победитель Александр великодушно прощает Дария: «Те виды и обиды вовся забываю; Пирамиду за победу вечну поставляю». 41е явление – беседа Александра с Меркурием о бессмертии. Мерку- рий разбивает его веру в то, что пи- рамида увековечит его имя, и Алек- сандр разочарованно спрашивает: «Есть ли в свете, недоумеваю, имя бессмертно?» Меркурий отвечает ему основной идеей пьесы о бессмер- тии того, кто имеет тезоименного на- следника. Следующее явление – централь- ная часть пьесы – доказывает эту идею на примере Петра Великого и его внука. Здесь выступают дейст- вующими лицами Смерть и Веч- ность. Смерть говорит на популяр- ный в русской литературе до самого XVIII века мотив о подвластности ей всего на земле. Вечность возражает, что есть имя, над которым смерть не имеет власти, – это имя Петра Вели- кого. Смерть напрасно вписала его в свои книги, потому что храбрость Не можно ль ти лду сыскать хоть мало в посадY ? И лед не пособляетъ, чут ли мнY здесь не умереть. Слуга. Отца ли к тебY духовного призвать не велY ть? Посацкой. Какихъ ты здY хошъ поповъ, веть все нововерцы!..1) ЯВЛЕНИЕ V. 2) [Ля]хеза 3) или Смерьть. Принудиша мя спешно на сей свY тъ предстати Умъ, сердце человY че, мысли непоняты. (л.83) Непоняты, зане, что и помыслить трудно, Желаетъ получити свY тъ малоразсудно. В сY м, что сiя обемлетъ зрима подсолнечна, Вси мнY предлежаща суть, нет ничего вY чна. Того, для на порфирном солнце родитъ лон[Y ] 1 ) Денница, 2 ) дабы егда огненные кони, Прегнаны черезъ полудень в западY уныла Зраком тY мным черна ночь лучи покрыла. Того для ель высока и лявря побY ды Знак всю зиму и лY то зелеными виды Очи вссY лятъ и стенъ пода(ю)тъ 3 )пространно, Дабы топором громким пали нечаянно. Все же то по естествудY ется обычно., Зане всY , что родится, не може быть вY чно. На свY тY смерти виды вовся позабывшие, Мертвенни человY цы мнятъ, чтоб быти свышше, Мнятъ знатнY йши имена мнY быть неподчинны. Ахъ, какъ мысли высоких и предивны! Но всуе завидные толь щастiю неба. Кая вамъ во вY чности на земли потреба? ВY чность. Что дерско укоряешъ земныя уставы? Смерть. Резонно укоряю, зане суть неправы. ВY чность. Что видиши неправо, что столько грозиши? И что ты так спY сиво толь о себY мниши? Смерть. Обиду несносну от земных имY ю, Зане то ми отемлют, чим всегда владY ю. 26 ИСТОКИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1