Тверской академический театр драмы

ВY чность. И чим так необычну слышу обидиму? Мню тя больше завистiю и гнY вом палиму. Смерть. Многим знатным имя смерть вY чная обида, И тY м и безсмертным мнят. То ли не обида? (л.83 об.) Наипаче досадно, что тысящны анналы ИменY м имам знатнY йшим полны и не малы. Не было, несть и не будет имя подсолнечно, Еже б аз пропустила съ книги сея вY чно. ВY чность. Лстишъ себя тY м мнY нiем, зпавистно Ляхезо, Ненавидя вY чности горькая до слезо. Будто бы ты вся знатна имена имY ла В твоей власти. Ахти, как завистiю смY ла! Смерть. От вY ка неслыханным хощешъ мя прелстити И правду неправдою тщишся уличити. ВY чность. Аще ты сумнишися, как я примY чаю, Се живо безсмертiем имя представляю, На нY м же не имашъ ты власти, ни имY ла, Азъ е в вY чныя книги записать вY лY ла, С них же во вY к не имать быти заглаждено: Имя Петръ, свY ту знатно, имя торжетвенно. Смерть. Большаго азъ имY нY м, дY лы несравненна, Не вY м кроме Россiи Петра незабвенна. Но и того заглажден день тезоимY нитства, БолY е не услышишъ ему многолY тства. Азъ бо его имя в мои календары. Вписах между герои знатные и стары. Генваря в дватцать осмой храбра кавалY ра В сY мсот дватцать пятом, се видима вY ра. ВY чность. Из словъ и дY л признаю дерзость твою многу, Рассужденiе бедно, мысль вовся убогу. Какъ смY ло поступила, вписала напрасно Имя и день безсмертно, как ты не опасно, Год зане траура был и скорби виною, Я тY бе уступаю, пускай пред тобою. Но имя и день Петровъ во вY ке незаглаждены, Съ моих будет реестров день тот торжественны. Зане храбрость Марсову, премудрое слово Внук Петра, вчюх, наслY дил и имя Петрово. В нY м вся добродY тели, свY ту знатны, дY да, ВY ра, ревность по БозY милостива взгляда. ТY ми стар добротам, аще б и млад лY ты, Безсмертiя Петрова являетъ примY ты. Петръ имя безсмертiя, вY чна пирамида, Непресечна Россiи слава и побY да. Старинный театр в России XVII–XVIII вв. 27 Марсову и имя Петрово унаследо- вал его внук. Смерть сдается на эти доводы: «Едино ми имя Петр будет незна- комо, Но в вечности анналах будет все- гда чтомо». 61е и 71е явления, наполненные хвалебными речами по адресу Петра Великого, Елизаветы и Петра Федо- ровича, составляют эпилог. В 61м явл. Паллада противопоставляет бедствия России до Петра и ее славу и процветание под его властью. Вступающей с ней в разговор Славе Паллада выражает надежду, что дни Петра воскреснут при его внуке. В 71м явл. в речах Благочестия, Марса, Паллады, Любви, Правды и Надежды, выступающих по очере- ди, прославление Петра сплетается с пожеланиями увидеть продолже- ние его дел под скипетром Елизаветы и ее наследника. Между явлениями пьесы испол- нялись интермедии, из которых со- хранилось только три в списке М. Они написаны, в отличие от диа- лога, правильным великорусским наречием, а первая притом — с ярко выраженным аканьем. В тринадца- тисложный силлабический стих об- лечено здесь сатирическое, в духе Кантемира, изображение подьячего, жалующегося на плохие доходы и зоркость судей; попа, недовольного приказом отдавать детей в семина- рию (см. развитие той же темы в ин- термедии, изданной Тихонравовым, Летописи рус. литер. и древн. 3, с. 48), и, наконец, пьяного посадского. После пьесы исполнялся, видимо, примитивный балет, судя по латин- ской ремарке в конце списка П: «Interea resonantibus lyris atque musi- co apparatu accurate peragitur saltus». Таков в общих чертах состав той торжественной школьной деклама- ции, которая была поставлена в Тверской семинарии 8 июля неиз- вестного года. Ремарки указывают именно на торжественную деклама- цию, так как только эти церемонии исполнялись в сценической обста- новке. Пьесы для них, согласно школьным правилам, должны были сочинять преподаватели пиитики, и это обстоятельство дает нам руко- водящую нить в поисках ответа, ког- да и кем мог быть написан тверской диалог. Обращаясь к внешней форме ди- алога, мы видим, что автор его, хотя и не одаренный поэтическим талан- том, хорошо усвоил техническую сторону дела. Основная идея разви-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1