Тверской академический театр драмы

А. Чехов «Вишневый сад», 1Bя редакция 272 ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (1974–1998) «Классика – серьезнейшая проверка творческих возможностей любого, даже самого знаменитого театра. В Калининском драматическом театре этот спектакль – прежде всего очень интересная режиссерская работа, которая позволила ярко раскрыться актерским дарованиям. Театр создал поэтический спектакль, не делая акцента на бытовизме как средстве раскрытия образов. Заслуга режиссера – в новом прочтении пьесы, сложнейшего произведения русской драматургии. Пьесы Чехова – полифоническая драматургия, и театр сумел показать это. Спектакль «Вишневый сад» весьма нетрадиционный, не канонический в толковании самой пьесы и ее образов, социальные акценты в спектакле расставились как бы «сами собой», ненавязчиво и очень точно. Это спектакль о непреходящих человеческих ценностях – о необходимости светлого, духовного в жизни человека. О великой вине и великой беде людей, проживших отпущенное им время зря, никчемно и мелко, об истоках этой беды. Это спектакль – о проклятых обстоятельствах, рождающих духовно надломленных людей – раневских, гаевых и лопахиных. Он получился очень цельным: ни одна из сцен не выбивается из общего «строя» спектакля, задуманного режиссером, каждая из актерских ролей ведется так, что служит раскрытию его замысла. В этом едином ключе решено художественное и музыкальное оформление спектакля (Т. Синицкая), о котором можно было бы говорить отдельно. Чехов называл фигуру Лопахина главной в комедии. Таким Лопахин и получился у артиста А. А. Чуйкова. Он стал главным в калининском спектакле именно потому, что актер понял: через Лопахина показывает Чехов всю силу объективных обстоятельств, губящих прекраснодушных хозяев чудесного старого сада. Не злая воля самого Лопахина, не личные его качества дельца, толстосума и практического человека пускают под топор этот умирающий сад. Это делает совокупность тогдашних общественных обстоятельств, выше которых не дано стать и сильному Лопахину. Он – тоже их жертва. Фразу «Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду... Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю!» Чуйков произносит с болью и иронией над самим собой, над своей покупкой, над тем, что вот все свершилось и не вернешь теперь. «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась какAнибудь наша нескладная, несчастливая жизнь» – со слезами. И становится пронзительно жалко этого сильного и доброго человека, вынужденного поступить так, как он не хотел бы, но иного пути нет, как не ищи. Отлично получилась и Раневская у заслужен- ной артистки РСФСР В. К. Сурудиной. Раневская Сурудиной – внутренне напряжена. И хотя говорит она о милом старом доме и саде, хотя все время старается отодвинуть от себя неизбежное, спрятаться от него хоть на мину- ту – она чувствует, что находится все время на краю пропасти. Замечательна Сурудина во вре- мя бала, устроенного в день торгов, когда реша- ется все – быть или не быть вишневому саду, а ей нужно всеAтаки держаться, аплодировать Сцена из спектакля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1