Тверской академический театр драмы

А. Чехов «Вишневый сад», 2Bя редакция Раневская – нар. арт. СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР В. К. Васильева Яша – нар. арт. РСФСР В. З. Гатаев «С большим успехом прошли в Москве гастро- ли Калининского драматического театра. Акт- риса Московского театра сатиры нар. арт. СССР Вера Кузьминична Васильева вошла в ка- лининский спектакль. Не как гастролерша, под- чиняющая себе режиссерский замысел и партне- ров. Но как равноправная и в то же время полно- правная участница сыгравшегося ансамбля, са- мостоятельного замысла. Спектакль с новой Раневской репетировали, соблюдая чеховскую полифонию, тонкость течения каждой жизни. Поэтому сегодняшние зрители воспринима- ют общую атмосферу действия, поэтому они не просто следят за событиями, но истинно сочув- ствуют героям, то есть чувствуют вместе с ними. Здесь непривычен Лопахин – А. Чуйков – мягкий, словно бы с ленцой, уступчивый. Но чем дальше, тем отчетливее понимаешь, что делец он отменный, умеющий завоевать удачу, что неотвратимо разорение усадьбы, где прошло и его детство, только не дворянское – нищее, же- сткое детство в отцовской избе. Выбившись «в люди», он сохранил интерес к людям иного скла- да: когоAто презирает, когоAто побаивается. Оттого в этом спектакле так важны спорыAди- алоги Лопахина – А. Чуйкова, Пети Трофимова – В. Синицкого (явственно напоминающего о горь- ковском Власе из «Дачников»), местного барина Гаева – Н. Бутрехина. И нелепо озлобленный Епиходов – К. Юченков, и столь же нелепо жиз- нерадостный СимеоновAПищик – А. Пруссаков, и бездомная Шарлотта – А. Вольская, и заботливый Фирс – И. Юдин – все важны в этом неторопливом сценическом пове- ствовании. Аня у В. Рычковой жалеет мать, но к прошлому, кажется, совсем не привязана: такая уйдет, не оглядываясь на старый сад. А Варя у Н. Хониной – вся в этом дому, в его укладе. Эта Варя старше чеховской героини, как и некото- рые другие исполнители: ведь более десяти лет идет спектакль, а заменять актеров в нем трудно. Они сыгрались, они живут той единой мелодией спектакля, которую ощутила и – без отрицания – обновила новая Раневская». Е. Полякова, доктор искусствоведения «Ароматом театра, не эпатирующего, не ог- лушающего, не бьющего зрителя наотмашь пря- мотой ассоциаций, веет от «Вишневого сада» в постановке Веры Ефремовой. Чехов не подверга- ется никакому нарочитому осовремениванию, но и не рассматривается как некий раритет, бес- конечно далекий от нас по своей сути». В. Яценко, театровед А. Чехов «Вишневый сад» Русская и зарубежная классика на сцене Тверского театра драмы за четверть века 277 Режиссер – нар. арт. РСФСР В. А. Ефремова Художник – А. И. Тарасов 2Bя редакция, 1984 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1