Тверской академический театр драмы
(л. 84 об) Зависть злобна безъутробна внутрь сердце снY даетъ, Что Петра дни, свY ту чудны, в внукY примY чаетъ, Сiе цY ло россовъ дY ло столко лY тъ желаю В лицY явить, свY тъ удивить, но как бы не знаю. ВY м, что гласна, безъопассна труба пролY тела, Вид[аль] 1 ) цY лъ свY тъ за столко лY тъ вселенну вдивила. Но не видалъ свY тъ, как насталъ гласъ то быть неложны, В самом дY ле во всей силY какъ бы былъ возможны. Слава. Мысль несмY жно, умъ прилY жно в что ты упираешъ? ДY ло чудно, люботрудно кое разсуждаешъ? ДY ло тайно, чрезвычайно мысль твоя являетъ. Что пречудно, неоскудно свY ту обY щаетъ? Палляда. Подлинно такъ, признаетъ всякъ дY ло быть высоко, Еже внY млю и обемлю мыслiю глубоко. Слава. Повеждъ, молю, предо мною слова хотя кратки, Что имY ла, сего дY ла кiе суть начатки? Палляда. Что къ побY ды виды Россiи преславны, В часъ щасливъ Петръ его живъ, Петръ то вседержавны. ТY м Россiя дни благiя, дни златаго вY ка Умащенны, упоенны от меда и млека, Убо желах и разсуждах, как бы пред всY м свY том. Вчудь, явити представити съ должным е привY том. СмотрY ливо, прозорливо имY х на то око. Мысль разсудну, неоскудну простирах широко. Но все праздно, хоть и разно мнY нiем бывает. Мысль надY жна, всемятежна мало успY ваетъ. Слава. Я не смY ю, ни довлY ю на то отвY чати, Сама полна и доволна нышнY й благодати. (л. 85) Аще можно неотложно, даждь ми совY тъ дружны. Палляда. За [вся] 1 ) сiи во Россiи суть совY ты нужны. Слава. ВY м, что нужны и услужны, но я не довлY ю Того сказать и учреждать свыше силъ не смY ю. Палляда. Несть свыше силъ земных с всY х дY л сочинити планы, Старинный театр в России XVII—XVIII вв. 29 Благочестно добросердый ТY м вертограды прославять тя грады Вдруг все окружный (2), Зря тя прежде бывша мрачна, НынY вчуд ученми зрачна. Вознесут глас чудный, зря в тебY нескудный СвY т в час всенужный (2). Толи- ких благ имY й вину Митрофана за притчину, Пастыря бодрY йша, в тебY гор- ливY йша, Онъ то всеприлY жный (2) На РегламентY Петровом Насади дY лом и словом Учений вертограды церкве ползы ради В вY к неподвижный (2). Итак язык пьесы добавляет одну очень существенную черту к харак- теристике неизвестного автора диа- лога: он был украинец. Историчес- кие справки показали нам, что пи- томцы Киевской Академии между 1740–1748 гг. занимали кафедру пиитики в Тверской семинарии. Очевидно, среди них и следует ис- кать автора диалога. Хронологичес- кие данные для датировки пьесы идут навстречу этому предположе- нию. Пьеса относится ко времени не ранее 7 ноября 1742 г., когда Петр Федорович был объявлен наследни- ком престола. Один намек в пьесе дает некоторое основание для еще более точной датировки: в последнем явлении Благочестие, прославляя императрицу, говорит: «Аще и востали на мя моя чада, Новии Аввакумцы, рожденны из ада, Благочестие везде нерастленно Будет зажженно. Тщанием Петра и Елисаветы Вскоре престанет раскол всесви- репы. Рассеют вовся вредныя раздоры Святых Соборы». Кто эти «новии Аввакумцы», о которых здесь идет речь? Возмож- но, что это намек на хлыстовщину, дело о которой возникло в 1744 г. В начале 1745 г. Синодом была уч- реждена в Москве особая комиссия из шести лиц, которая до 1752 г. ве- ла следственное дело об этой секте. Возможно, что обострившимся в это время интересом общества к борьбе с хлыстовщиной, все более и более распространявшейся, вызван и указанный намек в пьесе, – тогда появление диалога отодвигается ко времени не ранее 1745 года. К по- следней дате ведет нас и еще одно со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1