Тверской академический театр драмы
ображение. Было указано уже, что по общему характеру тверской диа- лог примыкает к панегирическим пьесам Елизаветинской эпохи, так часто переходившим от прославле- ния императрицы к похвалам ее зна- менитому отцу. Ближе всматриваясь в эту литературу, мы замечаем, что одна из пьес, – именно поставленная в Киеве 5 сентября 1744 г. драма Ко- зачинского «Благоутробие Марка Ав- релия», – как по общему замыслу, так и по некоторым деталям компо- зиции теснее других связана с твер- ским диалогом. Козачинский, как и наш автор, развивает мысль о воз- вращении славных дней Петра Вели- кого под скипетром его дочери и те- зоименного внука. В обеих пьесах пролог представляет особую, как бы вступительную драму, ничем, кроме идеи, с дальнейшим не связанную; эпилоги строятся из речей аллегори- ческих фигур; обе пьесы заканчива- лись балетом; оба автора обнаружи- вают особую наклонность к двойно- му леонинскому стиху. Конечно, при скромных технических средст- вах, которыми владела молодая еще Тверская семинария, автор не мог развернуть свой панегирик в такое пышное представление, каким встретил Киев 5 сентября 1744 г. по- сетившую его Елизавету Петровну. Козачинский использовал все средст- ва, к каким прибегали ludi caesarei для большего эффекта; наш автор, как бы вдохновившись этим богатым представлением, воспроизвел его ос- новную мысль в более скромных формах, какие были доступны тог- дашней тверской школе. Кто же мог принести в далекую Тверь воспоминание о блестящем празднике, устроенном в честь Ели- заветы Петровны киевлянами? Как раз к началу 1745 учебного года из Киевской Академии вызывается в Тверь для занятия кафедры пиити- ки питомец этой школы Иван Лято- шевич. Он преподавал в Тверской семинарии до 1748 г.; за эти годы, вероятно, им же составлено два учебника пиитики, в которых приме- ры своим языком, как и в нашей пье- се, выдают автора1южанина. Само собой является предположение: не им ли был написан и тверской ди- алог? Уехавши из Киева под свежим еще впечатлением от пьесы Козачин- ского, Лятошевич мог вспомнить ее, когда по обязанности преподавателя пиитики он должен был дать матери- ал для торжественной школьной дек- ламации. Наконец последний факт, под- Дабы свY т знал и примY чал, что суть Россiяны. Слава. Я доношу, толко прошу то внять милостивно. СовY тъ здравы просит правы и слово нелстивно. Я внима[ю] 1 ), разсужда[ю] 1 ) трiумф тот богатны, Россiи вчуд Петровъ то труд Рим благода[т]ны 2 ). ПролY тY х свY т, странъ почти нетъ, но чуть так успY ла, ВсY м внушая, размышля[я] 3 ) точтно намY рила. И какъ можно неотложно, все то вдругъ представихъ, Его жъ соты вся доброты всецY лой свY тъ явихъ. Палляда. Тотъ твой резонъ какъ сквозY [сонъ] 3 ) слабо примY чаю. Что ты мнила, говорила, я не разсуждаю. Я докажу, в том не солжу, что намY реваю. Явить славу 4 ) всю державу Россов уповаю. Слава. Переменить и возбранить болY е не смY ю В твоей волY , но оттолY больше не медлY ю. Палляда. Се узриши, что не мниши дY ло быть возможно, Не оставлю, то представлю вскорY неотложно. ЯВЛЕНИЕ VII. Шесть добродетелей, благодарятъ Россiи Петра Великого, д[щерь] 1 ) что их прославила. Благочестiе. Больше всех хвалить резонно пристойно МнY имя то Петръ вY чности достойно, Зане онъ в твоя ввY д мя прY дY лы Чуденъ слухъ дY лы. Благочестiе тебY воспитало, Ты чистои вY ры чистое зерцало, Ты ревность церкви и вY ры восточной Нет тебY точной. Ты дщерь любзна, твоя церковь имати, Ты непритворно храниши догматы, И предания соблюдаешъ цY лы Добрыми дY лы. (л. 85 об.) Аще и востали на мя моя чада, Новии Аввакумцы, рождены из ада, Благочестiе, вездY нерастлY нно, Будетъ зажженно. Тщанiем Петра и Елисаветы Вскоре престанет раскол всесвирепы. РазсY ютъ вовся вредныя раздоры Святых соборы. 30 ИСТОКИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1