Тверской академический театр драмы

Сергей Владимирович ВИНОГРАДОВ (1900–1942) к моменту появления в Твери был сформировавшимся мастером, приверженцем психологической школы русского театра, эрудитом, библиофилом, знатоком творчества Шекспира и Горького, просветителем по натуре. То, что дебютом в Твери был спектакль «Отелло», не случайность. Влюбленный в творчество Шекспира С. В. Ви"ноградов мог соперничать по глубине знаний со своим другом, знаменитым шекспироведом М. Морозовым, которого он пригласил в свое время в Тверь для участия в организованной им Шекспи"ровской конференции. Тверские театралы старшего поколения помнят его яркие постановки классики – «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Мачеха» и «Провинциальная исто"рия» О. Бальзака, «Испанский священник» Дж. Флетчера. Событиями становились его спек"такли по пьесам современных драматургов: «Земля» Н. Вирты, «Профессор Полежаев» Л. Рахманова, «Падь Серебряная» и «Человек с ружьем» Н. Погоди"на, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева. В 1935 г. С. В. Виноградов возглавил в Калинине театральное училище, во время войны оно прекратило существование. Сергей Владимирович Виноградов, подвергший"ся репрессиям (реабилитирован только в 1995 г.), погиб в тверской тюрьме. Архив С. В. Виноградова хранится в фондах Московского театрального музея им. А. А. Бахрушина. Принимая в середине 1937 г. руководство Калининским облдрамтеатром, Сергей Владимиро"вич привез с собой группу актеров. Среди них были К. Никаноров, З. Шерстневская – великолепная Дездемона в «Отелло» и Роксана в «Сирано де Бержераке», В. Митрофанов, М. Перемышлева – основная героиня с 1938 г., сыгравшая Лизу в «Детях солнца», Анну Каренину, запомнившаяся многочисленным поклонникам в ролях классичес"кого репертуара, разноплановая актриса Е. Кото"вич... Наверняка и сейчас среди театральных старожилов Твери можно найти тех, кто смотрел один из самых значительных спектаклей С. В. Виноградова – «Мать», кто помнит Ниловну – Котович, маленькую, с огромными карими глазами. Разнообразны ее «тверские» героини: Косова в «Земле» Н. Вирты, Игуменья в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, Хасинта в «Испанском священнике» Дж. Флетчера, жена Вершинина в «Бронепоезде 14"69» В. Иванова. В архиве Елизаветы Федоровны Котович хранится письмо, в котором Константин Александрович Никаноров описывает свой замысел образа Гамлета – спектакль в главной роли с ним собирался ставить С. В. Виноградов, но через год Сергей Владимирович умрет в той же тюрьме, куда К. Никаноров угодил за рассказанный анекдот. Архив Калининского драматического театра во время войны был уничтожен, судьбы репрессированных вычеркнуты из истории театра. Калининский государственный областной драматический театр. 30&е гг. 41 Сергей Владимирович Виноградов, главный режиссер Калининского государственного драматическою театра с 1937 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1