Щедринский сборник. Вып.4
Т.Н. Головина 107 Апокалипсис – это кара, которая грозит отпавшему от Бога и упорствующему в грехе человечеству. Такое толкование «Откровения» неполно, так как в нем отсутствует вера в окончательное поражение зла и преображение мира. «Нет ожидания эпохи Святого духа <...> Его эсхатология все-таки прежде всего эсхатология суда. Это один из эсхатологических аспектов, но должен быть другой» [Бердяев, 2008, с. 250, 252], – сказано как будто о финале «Истории одного города», хотя на самом деле Н.А. Бердяев имеет в виду «Повесть об антихристе» Вл. Соловьева. В христианском понимании «история <...> есть драма <...> имеющая свое начало, свое внутреннее развитие, свой конец, свой катарзис, свое свершение» [Бердяев, 1990, с. 23]. В книге же Салтыкова-Щедрина история представлена в виде фарса, бесконечного и бессмысленного. Из нее ушло то, что придает ей смысл, направление и цель – Божественный промысел. История оказалась во власти враждебных Богу и человеку сил, заставляющих ее двигаться по замкнутому кругу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Авраамий. Вопрос – ответ старъца Авраамия // Памятники литературы Древней Руси: ХVII век. – М.: Художественная литература, 1989. – Кн. 2. – С. 508-522. Асмус, В. Происхождение царской власти. К истолкованию 1 Книги Царств / В. Асмус // Regnum Aeternum (Царство Вечное). – Москва; Париж, 1996. – Вып. 1. – С. 41-46. Асмус, В. Открытия господина Шохина / В. Асмус // Радонеж. – 1997. – № 16–17. – С. 8. Асмус, В. О В.К. Шохине и не только / В. Асмус // Континент. – 1998. – № 3 – С. 243– 247. Баснин, П.И. Раскольничьи легенды о Петре Великом / П.И. Баснин // Исторический вестник. – 1903. – Т. 92. – С. 513-548. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1965. – 543 с. Бердяев, Н.А . Философия свободы / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – С. 12-253.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1