Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 11 просветляющего, очищающего душу, чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением. Разумеется, осязательной, непосредственной пользы от этого знакомства не может быть, но и смешно было бы под словом «польза» разуметь исключительно один материальный, наглядный результат. Разве не великая для человека польза в том, что художественное произведение приводит его к сознанию собственных его сил, что оно вызывает их, возбуждает к деятельности и открывает ему новый, необъятный мир, который до того времени оставался незатронутым, незамеченным и ждал только первого толчка, чтоб выйти из косного своего состояния» [Арсеньев, 2013, с. 343]. Этот теоретический монолог дает, быть может, самое отчетливое представление о первопричине эволюционного динамизма в поэтике Салтыкова. Молодой писатель предельно ясно выразил то, что станет определяющим фактором во всем его дальнейшем творчестве: он должен создавать «великие» произведения, обладающие способностью не только покорять читателей, но и пробуждать в них стремление к самостоятельному художественному творчеству. Залог успеха на этом пути – постоянный поиск всех новых и новых художественных форм и подчинение этих форм своей творческой воле. Именно это предопределило резкий переход от стихотворной формы к гротескному повествованию первых обличительных повестей («Противоречия», «Запутанное дело»). Произошел эволюционный скачок, вызванный прежде всего отчуждением начинающего писателя от всех форм стихотворной деятельности. Его художественное мышление отторгло эти формы. Уже в обличительных повестях можно найти признаки циклообразующего начала, вызванного все тем же стремлением пробудить в читателе «эстетическое чувство». Вместе с этим стремлением приходит к будущему писателю-сатирику убеждение в том, что наибольшей силой воздействия на читателя обладают тексты, собранные вместе под знаком художественного единства, что придает им дополнительную художественную энергию, которая порождает рецептивную поэтику. Это убеждение предшествовало замыслу «Губернских очерков», с которыми связан важнейший период эволюционного развития поэтики Салтыкова. «Губернскими очерками» он включился

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1