Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 13 стимулировали эволюционный процесс, который привел к доминированию малых форм в щедринской поэтике. «Недоконченные беседы» устроены так, что малые жанры (фрагмент, литературно- критический этюд, небольшой рассказ) получили в цикле художественные возможности для дальнейшего развития на основе предельного сюжетного лаконизма. Впоследствии этот художественный принцип будет осуществлен в поэтике щедринских «сказок» и отчасти в «Пошехонская старине», которая образуется композиционным сочетанием рассказов и коротких повестей. Самостоятельная художественная жизнь малых форм в структурном пространстве больших форм – это и есть завершающая стадия эволюции щедринской поэтики. Не случайно именно прозаической миниатюре суждено было получить такое значение в самом финале творческой жизни Салтыкова. Первая и единственная страница «Забытых слов» наводит на мысль, что это должен быть авторский цикл, сотканный из прозаических миниатюр с ярко выраженным музыкально- символическим началом. Написанный фрагмент «Забытых слов» дает понять, что здесь повествовательный рисунок подчинен символу. Это же позволяет осознать, что в «Забытых словах» начали обретать художественную силу элементы символистской поэтики. С появлением этих элементов завершился сложный процесс эволюции поэтики Салтыкова-Щедрина. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арсеньев, К.К. Русская общественная жизнь в сатире Салтыкова / К.К. Арсеньев // М.Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra. Личность и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Книга первая /Сост., вступ. статья, коммент. С.Ф. Дмитренко. – СПб.: РХГА, 2013. – 1008 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1