Щедринский сборник. Вып.4

Стихотворные отклики современников на смерть М.Е. Салтыкова-Щедрина 155 ways the mass consciousness interpreted the role of Saltykov in literature and public life of the second half of the XIX century. In these poems, the writer is presented primarily as satirist, a fearless fighter against social evil, and this evaluation of his personality was based on the social opinion. It effected in the fact that in a number of poems writer Saltykov’s personality was supplanted by the pseudonym of N. Shchedrin. Key words : M.E. Saltykov-Shchedrin, epitaphic rhymes and poems, mass consciousness, cliché, satire, fighter, teacher. Когда человек умирает, Изменяются его портреты, По-другому глаза глядят, и губы Улыбаются другой улыбкой. Я заметила это, вернувшись С похорон одного поэта. И с тех пор проверяла часто, И моя догадка подтвердилась [Ахматова, 1990, с. 191-192]. Эти стихи А.А. Ахматовой справедливы в том отношении, что смерть завершает человека и выявляет всё главное в нем. Разумеется, со временем представление о «главном» может измениться, но некоторые общие черты определяются сразу [Строганов, 1989; Строганова]. Мы не будем сейчас описывать облик Салтыкова, зафиксированный его современниками: это должно стать предметом специального исследования с привлечением материалов других некрологических жанров. Мы представляем только свод стихотворных откликов на смерть М.Е. Салтыкова, которого, кстати сказать, многие авторы не отличали от Н. Щедрина. В случае с Салтыковым весьма показательно также и то, что некоторые стихотворения (например, «Космополитка» Л.Н. Трефолева) были написаны не на смерть писателя, но, дойдя до читателя в то время, когда смерть Салтыкова стала общественным фактом, воспринимались как некрологические. Отдельные стихотворения посвящены не только Салтыкову, но также людям, умершим практически в одно время с ним («Отошедшим» К.М. Фофанова, «Вспомни и помни. Граф Д.А. Толстой и М.Е. Салтыков- Щедрин» Р.И. Романовского). Мы включаем в свод и эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1