Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 206 Абделькадер (Абд-эль-Кадир, 6.09.1808, Маскара, Алжир – 26.05.1883, Дамаск, Сирия) – вождь алжирского национально- освободительного движения. При возобновлении французской экспансии в Северной Африке (1830) А. стал лидером, объединившим вождей многих алжирских племен. Был избран эмиром образовавшегося во внутренних областях страны независимого государства и организовал сопротивление французской оккупации. На протяжении семнадцати лет неоднократно одерживал победы. В 1847 А. потерпел окончательное поражение и вынужден был сдаться противнику. Жил во Франции под мягким надзором на почетных условиях; в 1852 Наполеон III возвратил ему свободу и назначил пенсию. А. поселился в Дамаске, где летом 1860, во время Дамасской резни, спас несколько тысяч восточных христиан-маронитов. Нападению подверглось и российское вице-консульство; благодаря А. был спасен вице-консул Макеев. Действия А. возвысили его международный авторитет. В 1860 награжден орденами Англии, Германии, Ватикана, России, Османской империи и др. В 1846 в его честь был назван американский город Elkader (штат Айова). У С. имя А. появляется в гл. IV цикла «За рубежом» (1880), где подвергнуты критике произведения, созданные эпигонами французского натурализма, и в частности обилие в них «подробностей, не имеющих ничего общего ни с предметом повествования, ни с его обстановкой, подробностей, ни для чего не нужных, ничего не характеризующих и даже не любопытных сами по себе» (14, с. 155). С. упоминает А., пересказывая вымышленный им пародийный роман о жизни «бедного Альфреда»: «Осьмая, девятая, десятая и прочие главы посвящены описанию тетенькиной квартиры, тетенькинова мужа и блюд, подающихся за обедом. Тетенькин муж – араб, который служил когда-то Абделькадеру, но передался Франции, полюбил Париж и женился на тетушке. У него один недостаток: он кусается в порыве страсти; но есть и достоинство: тетушка не имеет от него детей» (14, с. 157). В узком контексте А., алжирскому герою, патриоту, казалось бы, противопоставлен «тетенькин муж» – переметнувшийся к врагу араб- изменник. Однако из более широкого контекста явствует, что единственно существенным является то, что благодаря отсутствию у «тетеньки» детей ее «поясница» остается привлекательной. В таком

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1