Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 216 гастролировала в России (1881, 1892, 1908–09). Русские рецензенты писали о выдающихся профессиональных достоинствах актрисы, виртуозности ее техники. В то же время приверженцы реалистического искусства отмечали в ее игре определенную искусственность, преобладание выучки над природным талантом, чрезмерное пристрастие к эффектным приемам. Отзывы С. об искусстве Б. появляются в 1881, когда актриса впервые гастролировала в Петербурге. С. намеревался посмотреть шесть ее спектаклей, однако из-за плохого самочувствия видел всего два. Развернутую оценку Б. он дает в письме к Н.А. Белоголовому от 21 декабря: «За недостатком новостей, публика пробавляется Сарой Бернар <…> Что касается до меня, то я не поклонник этой актрисы. Хороша она – слова нет, но до великого ей далеко. Декламаторская школа Comedie Française. Там все отлично читают стихи, и она – тоже. Но ни скорби, ни тоски, ничего такого, что рвет сердце человека – ничего этого она не дает» (19-2, с. 70). Упоминание о Б. содержится также в письме С. к М.Т. Лорис-Меликову от 25 декабря: «Никогда Петербург не имел такого унылого вида, как нынешнюю зиму, никогда общество так не скучало, несмотря <…> на представления Сары Бернар» (19-2, с. 74). В «Письмах к тетеньке» («Письмо пятнадцатое», 1882) С. упоминает о гастролях Б. как о заметнейшем событии в культурной жизни Петербурга: то, что зимой он «в опере не был, Сару Бернар не видал» (14, с. 455), герой очерка Глумов оценивает как признак «одичания». Литература Бернар С. Моя двойная жизнь. Мемуары. – СПб., 1995. – 543 с. Кугель А.Р. Сара Бернар // Кугель А.Р. Театральные портреты. – Л., 1967; Леонтьевский Н. Три приезда Сары Бернар в Россию // Театр. – 1970. – № 2. – С. 142-143; Пикон Софи-Од . Сара Бернар. – М., 2012. – 249 с. (ЖЗЛ). Бернар Розина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890–1907. – СПб., 1891. Т. 3 (5); Театральная энциклопедия: В 6 т. – М., 1961. Т. 1. Г.В. Маркелова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1