Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 218 принимает во внимание насущных нужд крестьянина; защищая сыроварение, он в качестве решающего приводит абстрактно- идеологический аргумент: «…своевременная уплата повинностей есть первый признак человека, созревшего для свободы» (11, с. 62). Довод по видимости либеральный, по сути же охранительный. В свою очередь носитель откровенно охранительной идеологии, исправник Колотов, причисляет артельное сыроварение к деяниям, расшатывающим основы государства: «…у нас нынче смутное время стоит. Суды оправдывают лиц, нагрубивших квартальным надзирателям, земства разговаривают об учительских семинариях, об артелях, о сыроварении» (11, с. 49-50). Та же мысль в заостренной форме звучит в «Современной идиллии»: «Черт знает на что похоже! – ропщет землевладелец из-под Мологи, – сыроварню хотел устроить – говорят: социалист!» (15-1, с. 214). Писатель показывает неоправданность и нелепость расширяющихся репрессий со стороны властей, которые даже в усовершенствовании хозяйственной жизни деревни видят революционную пропаганду. С помощью «молочницы – ученицы Верещагина» (16-2, с. 68) безуспешно пытается усовершенствовать свое хозяйство помещик средней руки (очерк «Помещик», 1886, цикл «Мелочи жизни»). С. считает, что при существующем охранительном порядке преобразование отдельных сторон жизни русской деревни не может улучшить состояние ни крестьянских, ни мелких и средних помещичьих хозяйств. Предметом критики С. стал антинигилистический роман Н. Витнякова (наст. имя – И.Д. Кошкаров) «Русские демократы» (СПб., 1871), на страницах которого разворачивается «сыроварная драма» героя, решившего поднять производительность крестьянского хозяйства. «Ремесло сыроварения тоже может быть источником и радостей и бед . Удачный выход сыра – и человек счастлив, неудачный – и человек погиб» (9, с. 421) – иронически пишет С. , показывая узость материала и поверхностность проблематики романа. Подобно этому, в «Дневнике провинциала в Петербурге» (1872) он критикует присущие современной литературе «пенкоснимательские» установки: «Банки, ссудо-сберегательные кассы, артельные сыроварни... <…> Только, брат, расплываться не надо – вот что! <…> ежели взялся писать о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1