Щедринский сборник. Вып.4

Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 22 о дворянской гордости и чести, но чувство собственного достоинства тут же подавляется страхом (15-1, с. 185-190) – так возможность стать самими собой оборачивается маскарадным переодеванием. Карнавальный характер действия усиливается разнообразными «мезальянсными» отношениями, на которые обрекают себя герои. Согласившись на альянс с властями, они вместе с квартальными чиновниками составляют «Устав о благопристойном обывателей в своей жизни поведении» и пляшут с «полицейскими дамами», вступают в контакт с плутоватым адвокатом Балалайкиным и прочими подобными персонажами, апогеем же становится их сотрудничество в газете «Словесное Удобрение». Салтыков замешивает сюжет на контрастах, использует фантастику, работает с категориями скандального и эксцентрического (особенно в репрезентации Очищенного, «бывшего пронского помещика, преданного суду за злоупотребление помещичьей властью, а впоследствии тапера» в публичном доме. – 15-1, с. 62). И это вполне соответствует тому, что Бахтин пишет о мениппее. Писатель интенсивно использует принцип разностильности, насыщая текст огромным количеством разножанровых пародийных включений. Кроме уже упомянутого « Устава о благопристойном обывателей в своей жизни поведении», это «курьезные объявления », рескрипт «мятежного хана Наср-Эддина», газетный отчет о женитьбе Глумова, путевой журнал «экспедиции на предмет открытия Заравшанского университета», жизнеописание купца Парамонова в форме «лавочного счета», фёльетон «Властитель дум», « Сказка о ретивом начальнике», драматическая сценка «Злополучный пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде» и др. (курсивом мы выделяем присутствующие в тексте жанровые обозначения). Центральной темой романа становится процесс духовной смерти героев, которые, избрав путь «шкурного самосохранения», неизбежно обрекают себя на позорные превращения, вынужденные мезальянсы и откровенное негодяйство: «Проклинали человеческий разум и указывали на него как на корень гнетущих нас зол; предвещали всевозможные бедствия, поселяли в сердцах тревогу сеяли ненависть, раздор и междоусобие…» (15-1, с. 280). Сознательный отказ персонажей от истинных ценностей доведен до абсурда, исчезает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1