Щедринский сборник. Вып.4

Е.Н. Строганова 23 представление о непозволительном, границы добра и зла разрушены . Но роман не заканчивается на этой апокалиптической ноте. В финале Салтыков намечает возможность духовного возрожде вление Стыда. Он понимал Стыд как «хорошее, здоровое чувство», очищающее человека, и видел в нем мерило «нравственного уровня общества» (12, с. 560). Финал открыт: о дальнейшем писатель оставляет «догадываться» самим читателям. И хотя ростки нового не показаны в романе, но обозначена надежда на возможность их появления. «Современная идиллия», как и другие щедринские романы, не укладывается в традиционные жанровые рамки. Для характеристики жанра вполне уместно, например, авторское определение «шутовская трагедия». Учитывая, что основу сюжета составляет метафорическое переодевание героев – попытка отказаться от себя и от своих убеждений, можно именовать «Современную идиллию» романом- водевилем. Но в такой же мере справедливо будет и определение «роман-мениппея», что мы и стремились показать. «Память жанра» определенно проявилась в поэтике этого произведения. То «оригинальное и свежее» 1 , что вносил Бахтин в понимание сатиры, не вошло в работы других исследователей о Салтыкове. Предложенный взгляд на писателя сквозь призму Бахтина не только позволяет обновить прочтение щедринских текстов, но полновесно вписывает Салтыкова в историю мировой сатиры, обнаруживая истоки его поэтики в античной литературе. Дальнейшая исследовательская работа в этом направлении, если и не принесет ошеломляющих открытий, то в любом случае расширит наши представления о творчестве писателя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бахтин, М. Из предыстории романного слова / М. Бахтин // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 408-446. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 320 с. 1 Из письма Б.В. Михайловского к Бахтину от 11 декабря 1940 года. – Цит. по: [Попова, 1996, с. 405].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1