Щедринский сборник. Вып.4
Культура и текст №4, 2015 (22) http://www.ct.uni-altai.ru/ 230 перейдя в православие. Большая часть жизни П. прошла в странствиях и скитаниях, он посетил множество обителей и храмов центральной России, Молдавии, Болгарии, Турции и Палестины Совершил паломничество на Афон (1839), где принял иноческий, а затем и схимнический постриг (1841). Согласно благословению духовника П. уехал в Сибирь, где написал «Сказание…» – книгу о своих странствиях и искании истины во Христе. Позже П. был настоятелем Николаевской Берлюковской пустыни (1856–60), строителем и игуменом Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря (1858–72), последние годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Разлука с Афоном оставалась для П. болью всей его жизни. П. писал обличительные сочинения, направленные против апологетики раскола, но в историю культуры вошел как автор «Сказания…», которое имело большой резонанс в русской литературе XIX в. Уникальность книги П. состояла в том, что автор создал ее против своей воли, исполняя послушание. Книга П. стала поводом для творческих размышлений С. об общественном служении искусства, о пути исторического развития России, о крайнем аскетизме и истинном благочестии. С. пишет рецензию на «Сказание…» в первой половине 1857, во время работы над «Губернскими очерками». Статья предназначалась для БдЧ, но неизвестно, был ли он сам инициатором ее написания, либо получил предложение от редактора А.В. Дружинина ( Макашин , с. 535). Текст при жизни С. не публиковался, рукопись считается незаконченной, но выглядит вполне завершенной (ИРЛИ, ф. 366, оп. 1, № 11). Имеются два слоя правки, которые позволяют говорить о двух редакциях. В первой редакции С. определил свой интерес к книге как этнографический ( Макашин , с. 480). Но рецензия не вписывалась в рамки такого подхода, так как автор поднимал сложнейший вопрос о христианском делании как о «служении избранной идее» (5, с. 55), которое не противоречит жизни общества. Отличительную особенность книги С. видел в том, что она делала читателя «как бы очевидцем и участником самых задушевных воззрений и отношений русского человека к его религиозным верованиям и убеждениям» (5, с. 35). Как читатель С. «с любовию и непрерывающимся интересом» следил за странствием ав тора, признавая «чарующее действие» искренности и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1