Щедринский сборник. Вып.4
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ Материалы энциклопедии 231 «действительной потребности духа» (5, с. 54 -55), но подчеркивал, что стремление удалиться от мира «в тихие безмолвные пустыни» есть достояние «немногих избранных» (5, с. 53). С. считал современного человека неспособным к отшельнической жизни и находил для него «компромисс», при котором, «оставаясь в мире, среди его соблазнов и искушений», можно «совершенно удобно исполнить все обязанности, налагаемые христианским учением» (5, с. 58). В рецензии С. выразил свое понимание раскола. Он считал, что аскетизм раскольников зиждется на древних представлениях о благочестии, которые свойственны духовным стихам и не имеют в современном мире положительного «значения и смысла». Лично сталкиваясь с «несомненными признаками разложения» старой веры, С. убедился в противообщественном характере раскола, зная, что «леса и пустыни скрывают нередко самые гнусные, самые безобразные преступления» (5, с. 67). Раскольническому фанатизму С. противопоставляет истинное христианское благочестие, запечатленное в книге П. С. высоко ценил религиозные убеждения и писательский талант П., восторгался его личностью, «простотой и умеренностью» его повествовательной манеры. «Сказание…» несомненно повлияло на С. как автора «Губернских очерков». Текст очерка «Отставной солдат Пименов» свидетельствует о неоднократном обращении С. к сочинению П. Некоторые черты героя «Сказания» и подробности биографии П. послужили прототипической основой для создания образа Сатира-скитальца («Пошехонская старина»). Литература Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой горы Афонской: В 4 ч. – М., 1856; Он же . Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле: В 2 т. – М., 2008; Он же . Автобиография монаха Парфения (бывшего в Молдавии раскольника, затем постриженика русского Пантелеимонова монастыря на Афоне). – М., 2009.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1