Щедринский сборник. Вып.4
Т.Н. Головина 93 В начале истории города Глупова было слово, слово было у князя, и слово было: «Запорю!» – «с этим словом начались исторические времена» (8, с. 277). И в других произведениях Салтыкова начальники мыслят себя созидателями мироздания – демиургами. «Вначале земля была пуста – кто ее заселил? Звери свободно ходили из края в край – кто им надлежащие места определил? <...> Не было ни земских, ни уездных судов, а тем паче магистратов и ратуш – откуда восприняли они начало?» – на эти вопросы у героя очерка «Завещание моим детям» из цикла «Признаки времени» есть один ответ: «Начальство» (3, с. 12). В одном из очерков цикла «Недоконченные беседы» повествователь, прочитав в газетах о суде над волчанским исправником Зографом, обвиняемым в превышении власти, пытается определить: «Да кто же кому предшествовал, Зограф ли Волчанску или Волчанск Зографу?» (15-2, с. 276) Решение приходит в виде «аллегорического сновидения»: «Вначале будто бы появился исправник <...> Налетели <...> нижние чины и зачали город завивать» (15-2, с. 277). Потом исправник сотворил людей: брошенные им камни превратились в жителей города, а градской голова был слеплен из глины. Каждый щедринский администратор независимо от ранга претендует не только на роль Творца, но и на роль всемогущего, вездесущего и всеведущего Вседержителя. Помпадуры (цикл «Помпадуры и помпадурши») уверены в том, что наделены божественными свойствами. Один из них сочиняет руководство «Об административном вездесущии и всеведении» (8, с. 33). По приказу другого в местной газете напечатаны такие строки: «Начальство <...> есть то зиждущее, всепроникающее начало, которое непрестанно бдит и изыскивает» (8, с. 118–119). Глуповские градоначальники, присвоив себе данное Богом первому человеку право нарекать имена, изменили названия народа и города: первый князь повелел головотяпам называться глуповцами, а Угрюм-Бурчеев переименовал Глупов·в Непреклонск. Бородавкин предписал Константинополь «во всех учебниках географии числить тако: <...> губернский город Екатериноград» (8, с. 335). Кстати, мечты Бородавкина о завоевании Византии – деталь не случайная. В соответствии с теорией «Москва – третий Рим» глуповский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1