Прошедшие через века

121 ленное карельское население. В Беломорской Карелии населе- ния было значительно меньше. Поэтому, начиная с ХII века, именно Карельский перешеек и Приладожье стали объектом крестовых походов, а затем нападений со стороны шведов. Первая волна карел ушла с Карельского перешейка после нача- ла войны со Швецией в 1581 году. Они пошли на олонецкие, нов- городские, тихвинские земли, а часть пришла на тверскую землю. Эта переселенческая волна продолжалась с 1581 по 1595 год, до заключения Тявзинского мира, по которому город Корела и Корельский уезд были возвращены Русскому государству. Часть бежавших карел вернулась на свою родину. Грамотой русского царя Бориса Годунова все население Корельского уезда было осво- бождено на 10 лет от податей, оброков, пошлин. Жителям Корелы была предоставлена на это время беспошлинная торговля в своем уезде, а также городах Новгороде, Пскове и Москве. Карельским горожанам были бесплатно переданы в собственность дома, по- строенные в городе шведами в 1581- 1597 годах [58]. Шведы приняли лютеранство в 1537 году. Вскоре после за- воевания города Корелы и карельских погостов, они в них ста- ли возводить лютеранские кирхи, нередко приспосабливали под них бывшие православные церкви. В 1611 г. первый пастор лютеранского прихода Хенрикус Винтер перевез лучшую в го- роде Корела Воскресенскую соборную церковь с территории Старой крепости на Спасский остров. К новоявленной кирхе пристроили звонницу с колоколами, на которой были установ- лены башенные часы, указывавшие время. Карельское население было причислено к лютеранским прихо- дам по тому лишь признаку, что говорило на карельском языке. Шведское правительство, понимая, чтоправославнаярелигия была для карел одним из звеньев, связывавших их с русским народом и Русским государством, всеми способами стремилось к уничтоже- ниюправославия путем обращения карел в лютеранскуюверу. Религиозные преследования православного населения еще более усилились после заключения Столбовского мирного до- говора. Уже в апреле 1618 года правительство Швеции послало наместникам Ореховецкого и Кексгольмского уездов распоря- жение, предписывавшее зорко следить за тем, чтобы священ- ники их уездов посвящались в духовный сан не новгородским митрополитом, а шведским интендантом в Ингерманландии. В том же году восточная Финляндия, Корельский уезд и Ижорская земля были объединены в одну лютеранскую епар- хию с резиденцией в городе Выборге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1