Прошедшие через века

185 ны покупали себе на праздник красные кумачовые рубахи. Ка- рельские женщины приезжали на ярмарку в сороках, а русские любили носить платки. Иногда они посмеивались над карелка- ми из-за незнания русского языка «Говорить по-русски не уме- ют, только ломают русскую речь». Приезжавшая на ярмарки карельская молодежь все больше и больше знала русских слов. Перед поездкой в Бежецк под телегу вешали ведро с дегтем, по названию логунок. Колеса, оси, чеки на телеге были деревян- ными, поэтому дорогою останавливались и смазывали их, что- бы не скрипели и не истерлись. Трава по обочинам дороги была измазана дегтем от тележных колес. Мостов через реку еще не было, переправлялись вброд, где мелко. С двух сторон берега реки в этих местах делали отло- гими. Эти броды сохранились до наших дней на всех речках рядом с построенными мостами. Для перехода пешком делали лавы из 2-3 бревен. Жители глухих лесных карельских деревень были крутые ха- рактером, жесткие по нраву, прямолинейны, порою злые и нетер- пимые. Но всегда помогали друг другу. Своей работой, своей жиз- нью, своим примером карелы показывали, что человек ни дня не живет ради смерти, он живет только ради жизни. Плохих людей в деревне не было, не было и обычая запирать двери. Дети остава- лись жить в своей деревне, женившись, сын начинал возить лес для строительства дома, строился рядом с родителями или в кон- це деревни. Когда был построен новый дом, все соседи приносили в него по полену, говоря: «Несу вам тепло». Карелы Карело-Кошевского прихода всегда были свободны- ми, никогда не знали крепостного права, сами решали пробле- мы общинного устройства жизни деревни. У них не было ни- каких сословий, их уровень жизни зависел только от труда, а работать они умели и работали всегда с желанием. То, что они были не крепостными, а сначала дворцовыми, потом удельны- ми крестьянами, давало им возможность быть независимыми, свободными, вести себя гордо и с достоинством. Каждое хозяйство обычно имело надел земли до 10 - 15 гек- тар. На своей земле они сеяли рожь, пшеницу, овес, жито (яч- мень) и лен. Сено для скота заготавливали на неудобьях и обще- ственных покосах. Карельские деревни Карело-Кошевского прихода до Октябрь- ской революции относились к Бокаревской волости Бежецкого уезда. В мае 1918 года от нее отделили 29 селений, образовав новую Сабуровскую волость. К февралю 1921 года на ее терри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1