Прошедшие через века

188 сиха. К началу ХХ века площади позднее освоенных пахот- ных земель составляли около 2/3 от первоначально освоенных участков. Ежегодно делились лишь луга и пустоши для косьбы. Семен Головкин, как уважаемый в деревне человек, избирал- ся старостой уже третий раз подряд. Староста деревни избирал- ся на сходе сроком на три года, за свою общественную работу он получал всего 50 копеек в год из мирских денег, денег, поэтому многие от нее отказывались, считая обузой. Все важные вопро- сы жизни деревни решались на сельских сходах. Сельский сход обычно собирался два раза в год – в июне и ок- тябре. В июне жители собирались на улице напротив дома ста- росты, к тому времени как раз заканчивали весенний сев, а до сенокоса оставалось три недели. На этом сходе решали вопросы ремонта общественных выгонов, проведения навозницы и рас- пределения покосов на это лето, очистки колодцев и прудов. В октябре собирались в нанятой избе для решения вопросов по мирским повинностям и создания общественного семенно- го фонда на следующий год. Решения жителей на сходах тогда называли «приговорами», чаще всего они выносились устно. Кроме земельных и хозяйственных вопросов на сходах опреде- ляли кандидатов в рекруты, делали раскладку повинностей по хозяйствам. Обычно все вопросы решались мирно, споры улаживал сам староста с привлечением уважаемых в деревне людей. В карель- ских деревнях Карело-Кошевского прихода не знают ни одного случая, чтобы староста просил призвать в помощь сельского стражника. Семен Иванович Головкин жил со своей женой в доме, посре- дине деревни. Этот дом в числе первых был построен в 1649 году основателем деревни Петряйкой Головкиным, и дважды уже пе- рестраивался. Сыновей у Семена Ивановича не было, одни дочери, уже выданные замуж в другие семьи. Семен Иванович, как один из старшихжителей деревни, обществом был избран старостой де- ревни, от мирских сборов он получал за это 50 копеек в год. Забот у старосты было немало, здесь, как и в других деревнях жили полноценной жизнью. Много работали дома и в поле, ро- жали и воспитывали детей, печалились в горе и смерти, гуляли праздники, играли свадьбы. Жили общиной, деревню огради- ли забором из жердей, поставили двое ворот на выезде в Груди- но и Поцеп. У ворот было постоянное скопление мальчишек и девчонок, которые первыми сообщали всех о приближающемся путнике или повозке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1