Прошедшие через века

191 из 1 – 3 домов. Молодежь при старших много не говорила, они слушали то, о чем говорят старшие. Говорили только тогда, ко- гда их о чем-то спрашивали или надо было сказать что-то важ- ное. Они могли наговориться вволю вечерами на посиделках и во время бесед, которые обычно начинались после Покрова. Как только оканчивались все сельские работы, в карельских де- ревнях начинались посиделки, которые назывались «беседами». С 27 октября по старому стилю они бывали только по воскресным вечерам, а потом, когда был готов лен для пряжи - ежедневно. Эти беседы были самым большимразвлечениемдля деревенской сель- ской молодежи и доставляли ей возможность деревенской прият- но и весело проводить долгие зимние вечера. По вечерам молодые люди, проведшие целый день в поле или лесу на сильном мороз, едва приехав домой, спешили на беседу, где сидели часто за полночь. Утром их опять будили до свету, и они должны ехать в лес – возить дрова, бревна или в поле за се- ном и соломой. Притом не все из них ходили на беседу в свою де- ревню, некоторые отправлялись иногда километра за 2-3 туда, где была девушка, пленившая его сердце. Можно представить себе утопающую в снегах карельскую де- ревню в 30 – 40 домов, на улице воет метель. Погас свет кероси- новых ламп во всех окнах деревни, они светятся лишь в одной избе. Карельские деревни располагались в 1-2 километрах друг от друга. Беседа собиралась в доме крестьянина, имевшего дочь-неве- сту, или принимающего у себя гостей, а также в нанятой избе, которую по-карельски называли «кизяпертти». Гости – это де- вушки, приехавшие из другой деревни, или даже из другого прихода. Чтобы развлечь гостей и доставить им веселье, хозя- ин пускал в свой дом беседу. Очень часто целую зиму, а иногда даже несколько лет подряд, беседа собиралась в одном дом, ко- торый всем становился известным. Иногда хозяин или хозяйка этого дома приглашали кавалеров-молодцов собрать им деньги на свечу или привезти дров, что те и исполняли, а на девушек возлагалось мытье полов. Во время беседы лавки были заняты девушками, которые си- дели с прялками, хотя пряли во время бесед они очень мало, или и совсем ничего не пряли. На них надеты синие, красные, зеленые сарафаны, под ними холщевые белые рубашки, выши- тые карельским орнаментом по вороту, плечам и рукавам. В косы заплетены ленты, у каждой девушки разного цвета – ро- зовые, красные, желтые, зеленые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1