Прошедшие через века

254 языке. Первым учителем школы стал дьякон Алексей Василь- евич Троицкий, 1857 года рождения. Он хорошо знал карель- ский язык и мог преподавать карелам письмо и чистописание на русском языке. Тогда на территории погоста проживали 1943 жителя, из них – 1910 карел и 33 русских [13]. Его младшая дочь Вера Алексеевна стала учительницей рус- ского языка и литературы, учила поколения карел с 1927 по 1970 годы. Трудность ее положения в годы советской власти была в том, что ей постоянно напоминали о происхождении, как дочери священника, хотя ее фамилия была по мужу Лебе- дева. Путем шантажа и угроз вовлекали во все комиссии по ли- квидации безграмотности, по раскулачиванию своих земляков и другие. Их дом стоял напротив церковно-приходской шко- лы, ставшей позднее начальной школой. К 1915 году учителем церковно-приходской школы стал дьякон Василий Тихомиров, 1851 года рождения, заменивший А.В.Троицкого. Его три доче- ри также стали учителями Карело-Кошевской школы и учили детей при советской власти. Александра Васильевна и Ольга Васильевна замуж не выходили, оставались Тихомировыми, работали учителями в Безумовской семилетней школе. Анна Васильевна Тихомирова до войны вышла замуж за поволжско- го немца Иосифа Марковича Тененгольц. Во всех школах в 30-е годы продолжалась активная агита- ция по вступлению в пионеры и комсомол. Основной задачей комсомола была ликвидация неграмотности населения. Имен- но комсомольцы были в первых рядах, когда нужно было сры- вать кресты с церквей или подкладывать под них взрывчатку, чтобы от церкви не осталось ни следа. Школы тогда нередко размещались в обычных деревенских домах у кого-либо из хо- зяев. Отдельных школ было мало, а неграмотных – более поло- вины сельского населения. Учителями были те, кто умел чи- тать и писать. В этих обычных деревенских избах обучали 1-2 года, потом ребят переводили в начальные школы, расположен- ные обычно в бывших церковно-приходских школах и барских усадьбах. После окончания начальной школы дети переходили в «сельские трудовые семилетки». Родители считали, что дети должны помогать по хозяйству, ходить в школу было не в чем, ни одежды, ни обуви. Поэтому многие ученики бросали школу со 2-3 класса, едва выучившись писать, читать и считать. Родители говорили, что этого образо- вания для деревни достаточно, а крестьянскому хозяйству все- гда нужны рабочие руки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1