Прошедшие через века

277 Они заранее переставляли мебель, оставляя в избе только лав- ки вдоль стен. Парни забирались в подполье, проверяли под- порки под переводами, подправляли их, иногда ставили новые. Девушки мыли полы, лавки, договаривались с лучшим гармо- нистом. Приносили из дома дрова, чтобы топить печь, веники, чтобы обметать ноги. Угостившись у родственников, приехавшие из другого ка- рельского прихода девушки вместе со своими молодыми роди- чами шли на беседу. На самом почетном месте в «красном углу» под образами сажали гармониста. По обе стороны от него сажа- ли прибывших девушек, потом рассаживались местные. Начинались пляски и танцы, плясали карелы немного стран- но, у них в движении были одни ноги, а висевшие руки, голова, туловище были без движения. Руками они не размахивали и ту- ловище в разные стороныне гнули. Но при этом все находившиеся на беседе были на пределе восторга от красоты, частоты и разно- видностей дроби девичьих каблуков. Женщины и девушки, отби- вая каблуками частую дробь, старались держать плечи на одном уровне, а руки – вдоль тела. Наше поколение карел запомнили две карельские игры, которые плясали под русские мелодии. «Lansei» - это карельский танец лансье (по-русски называли «ланцея»), в котором по две пары находятся в постоянном движе- нии. По очереди пары переходят с одной стороны избы на другую, обходя встречную пару. Причем девушки в пляске проходят по центру, а парни тоже в пляске обходят девушек справа. Это повто- ряется несколько раз и сопровождается выходом каждого парня перед девушкой, которая во время этого его выхода стоит непо- движно. Затем пары кружатся и отходят в сторону, а две другие, стоящие друг против друга, выходят танцевать им на смену. Все присутствующие постепенно втягиваются в этот танец. Другую игру kjasivetelus - «кязиветелюш» (по-русски «хо- ждение руки об руку») играли тоже под русские мелодии. Впе- ред выходила одна пара, парень и девушка становились друг против друга. Кавалер брал правой рукой девушку за левую руку и, находясь слева от нее, проходил с ней несколько шагов в пляске вперед. Затем кавалер менял руку, брал левой рукой правую руку девушки, сам кавалер становился справа от нее, и вел девушку несколько шагов обратно, в пляске. Так они проха- живались несколько раз, и танец заканчивался. Это оставшиеся в моих воспоминаниях немногие карельские танцы, так как все другие были вытеснены русскими и зару- бежными танцами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1