Прошедшие через века

279 она становилась спокойной, ее снова возвращали на укатанную дорогу. Уже через два-три часа катания лошадь становилась по- слушной своему молодому хозяину. Вечером того дня зажигали костер. Костры были видны возле всех деревень, перемигиваясь друг с другом. Ребята и де- вушки вокруг костра бегали, шутили, смеялись, рассказывали страшные случаи и истории, играли в игры. Так продолжалось до 11 – 12 часов вечера. Потом все возвращались усталые, счаст- ливые и возбужденные по домам. После Масленицы начинался великий пост, который тянулся семь недель. Особенно «говели», то есть мало ели в первую не- делю после Масленицы и последнюю неделю между «вербным воскресеньем» и Пасхой. В остальные недели ели разные каши, грибы соленые и сушеные, варили гороховый и бобовый супы, картошку, огурцы и другую растительную пищу. Мясо из ра- циона было исключено полностью. Иногда ели «кислое молоко», то есть проквашенный творог, который копили на время между окончанием дойки и отелом коровы. Этот творог разводили в кипятке, получалось «кислое молоко». Рыбу в это время тоже почти не ели, иногда к картошке чистили селедку. За неделю до Пасхи было вербное воскресенье. Мальчишки ходили на берег речки, где росла единственная в округе боль- шая верба. Ломали пять – семь веточек каждый и несли домой. Сейчас порою вербу путают с ивой и ломают на вербное вос- кресенье ветки с ивовыми «сережками». В субботу, за неделю до Пасхи, я тоже ходил на берег речки, где росла единственная на деревню большая раскидистая верба. Приносил по несколь- ко веточек домой и тетке Анне, которая жила на краю. Верба вишневого цвета, сережки на ней были крупные, с неочищен- ный лесной орех. Мать ставила пучок вербы на божницу, заме- няя старый, а утром в вербное воскресенье зажигала лампадку. Пучок старой вербы она хранила до Егорьева дня в начале мая. Этой вербой она провожала в первый день на пастбище корову. Потом втыкала его на край поля, где паслись коровы. В четверг все промывали, даже потолки мыли горячей водой, полы скоблили с песком. Потом вечером сами мылись в печи. Это был «чистый четверг». В пятницу варили, красили яйца, красили только в луковой чешуе различных оттенков. Карелы до сих пор не признают никаких красителей, кроме луковой че- шуи. В пятницу ничего, кроме хлеба и воды, обычно не ели. В суб- боту ложились спать пораньше. Женщины вставали в воскре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1