Прошедшие через века

356 Министр по национальной политике Российской Федера- ции А.В.Блохин в своем выступлении остановился на боль- шом значении принятого в 1996 году федерального закона «О национально-культурной автономии». За восемь лет (с 1992 по 2000 годы – А.Г.), прошедших со времени I Всемирного кон- гресса финно-угорских народов, многое изменилось в жизни российских финно-угров. Развитие культур и языков, системы национального образования, средств массовой информации в регионах проживания финно-угорских народов подняли на ка- чественно новый уровень их национальное самосознание [9]. С отчетным докладом на конгрессе выступил председатель Консультативного комитета финно-угорских народов Валерий Петрович Марков. В докладе он дважды упомянул тверских ка- рел. Прежде всего, в связи с проведением в марте 1997 года за- седания комитета в городе Твери. Тогда тверские карелы стали полноправным членом финно-угорской семьи. Во-вторых, в свя- зи с моим участием в заседании рабочей группы ООН по дора- ботке Декларации о правах коренных народов. Это была третья сессия рабочей группы, которая состоялась в Женеве с 27 октя- бря по 7 ноября 1997 года. На ней шло постатейное обсуждение проекта декларации членами рабочей группы с одной стороны и представителями правительств – с другой стороны. В работе сессии приняли участие 103 представителя правительственных делегаций более чем из 60 стран, и 177 представителей из более 100 неправительственных организаций. Нужно отметить, что Декларации о правах коренных народов была принята Органи- зацией объединенных наций в сентябре 2007 года. Ее не подпи- сали правительства США, Австралии и России. После официальных выступлений и отчета на пленарном за- седании было предоставлено слово представителю от каждого народа, выступили 16 человек. Приведу запомнившиеся отрыв- ки из выступлений делегатов конгресса. Представительница ижор О.И. Конькова ставила вопросы, на которые нет ответа: «Что делать народам, чья значимость не понятна им самим? Что делать народам, которых приучили скрывать свое происхожде- ние и, потупив глаза, говорить: «Да, отец мой ижор, и мать, к сожалению, тоже ижорка. Но я – русская!» Как вернуть людям национальное самоуважение? Как заставить их поднять де- сятилетиями опущенную голову? И как показать другим, что быть ижором – так же великолепно, как быть русским, финном или венгром? Ждать помощи от государства? Сами знаете, до- ждаться трудно. Заявлять повсюду, что мы когда-то великий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1