Прошедшие через века

364 получены как по итогам переписи 1989 года, так и по итогам микропереписи тверских карел, организованной Обществом культуры в 1994 году. В ходе этой микропереписи восстановле- на 71 карельская деревня Весьегонского района, не учтенная в 1989 году. В этих деревнях тогда проживало 1013 карел, хотя по переписи 1989 года в Весьегонском районе указано всего 240 карел. В 1989 году карелы проживали на всей территории Тверской области. Мы тогда полагали, что тверских карел не менее 50 ты- сяч человек. Рассчитывали на то, что дочери и сыновья, а также внуки тверских карел укажут во время переписи свою карель- скую национальность. Именно с этой целью велась активная работа по повышению самосознания тверских карел к тому вре- мени уже 12 лет. Мы были очень сильно удивлены и огорчены тем, что перепись 2002 года указала снижение числа тверских карел в 1,6 раза по сравнению с 1989 годом. Социальное и экономическое положение тверских карел, как и большинства жителей Тверской области, было очень тяже- лым. В.В. Егоров из города Санкт-Петербурга в своем письме в феврале 2002 года писал: «Что творится на селе? Пьют, уби- вают, воруют, горят дома в карельских деревнях. Когда мы по- умнеем, каким образом? Отвернувшись от нашего доброго прошлого, от наших право- славных устоев, мы уже не можем стоять, а валимся. Только просвещение православное, традиционное покаяние, исповедь, проповедь спасут нас от пороков. Необходимо безотлагательно спасать всех от растления. Культура ранее шла из деревни, сегодня люди ищут спасения в храме. Люди в карельских деревнях поддерживают возвраще- ние церкви, но народ еще не воцерковлен, отброшен к языческим временам. Нужно безотлагательно восстанавливать храмы, нужны постоянные священники в храмах, нужны иконы. Часто представляю себе теплый, чистый, уютный храм и трапезную, где можно прихожанам попить горячего чайку, по- делиться радостью и печалью, посочувствовать друг другу и, ко- нечно, прежде всего, помолиться». При такой ситуации возникает озабоченность в том, кто дальше будет держать нашу малую родину – Тверскую Каре- лию? Как продолжать дело развития национального языка и культуры, на что обратить особое внимание? Конечно, на моло- дое поколение, на его воспитание. Многие особенности карельской культуры, к сожалению,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1