Прошедшие через века

369 За эти дни я проехал почти всю Эстонию, кроме острова Сала- маа. Сначала от Таллинна до границы на юг, затем вдоль берега Чудского озера до Нарвы. В Эстонии я не видел костров из отходов леса. Это меня приве- ло к некоторым размышлениям. Финно-угорские племена весь, меря, а потом и карелы, проживая на Тверской земле, очень бе- режно относились к лесу. Он был для них и местом обитания, и основой для пропитания. Охотясь и занимаясь рыболовством, финно-угры не допускали бесхозяйственного уничтожения леса огнем и топором. Пришедшие сюда славянские племена расчищали участки леса на берегах рек и озер для земледелия с помощью огня и топора. Под топор нередко шли лучшие дубовые рощи и сосновые боры. Реки без деревьев на их берегах стали мельче, рыбы в них меньше. Истребление лесов со временем перешло в варварство, в наживу. Более половины каждого дерева не используется, а сжигается, нарушая кислородный баланс в природе. Я не видел ни одного костра из древесных отходов ни в одной финно-угорской стране, там их размельчают и рассыпают на землю. У нас в России круг- лый год жгут сучья, вершины деревьев, отходы, а весной и траву. Неужели по своему мировоззрению дружеский для нас, финно-уг- ров, лес является недругом для русского человека? Далее продолжая размышлять по поводу разных мировоз- зрений, нужно отметить, что тверские карелы в большинстве своем никогда не были крепостными и зависимыми. Они сами решали, чем им заниматься в свободное от земледелия время – отходничеством, ремеслами или стать вольнонаемным работни- ком у помещика. Отсюда манера поведения, разговора, поступ- ков независимая, достойная. Манера обращения крепостных крестьян по отношению к своим хозяевам – раболепие, униже- ние, заискивание, лесть и совсем другое по отношению к сосе- дям, своим детям, своим женам. Выпуская из себя раба, русский мужик иногда поднимался на мужицкий бунт. Эта манера освобожденного раба сохраняет- ся до сих пор: с одной стороны лесть и заискивание, а с другой – разрушенные церкви, скотные дворы, дома культуры, гра- беж любого оставленного бесхозного здания, решетки на окнах квартир и охрана себя от самих себя. Нельзя понижать уровень культуры до глупости, иначе про- исходит массовый исход интеллекта из нашей жизни. Как ре- зультат этого исхода – всякая агрессивность, которая все боль- ше и больше проявляется в обществе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1