Прошедшие через века

418 Из села Баево проехали в город Ардатов, там посетили дворец спорта, дом детского творчества и детскую школу искусств. За 12 лет членства в Консультативном комитете финно-угор- ских народов я побывал и познакомился с небольшой частью культуры венгров, финнов, эстонцев, карел, марийцев, мордвы, хантов. Посетил Венгрию, Финляндию, Эстонию, Карелию, Марий-Эл, Мордовию, Ханты-Мансийск. Несколько заседаний комитета проходили в городе Санкт-Петербурге и представи- тельстве Республики Коми в Москве. Мне не удалось побывать в Удмуртии, Республике Коми, у саамов и ненцев. 3 декабря 2005 года в городе Хельсинки я впервые реально увидел воплощение символов «Вера, Надежда, Любовь». В му- зее «Атенеум» была открыта выставка картин из частных кол- лекций финской художницы Инны Коллиандер (1905 – 1985 гг.) Поразила методика ее искус- ства. Она на доске или фанере ножом вырезала картину. Потом красила ее краской и переводила на бумагу. Краска на одной и той же картине иногда поочередно применялась разных цветов. Поэтому картины с одной доски были красными, синими, зеле- ными и других цветов. Так как она была небогатой, то на одной доске вырезала две картины с обеих сторон. Рассказывали, что этот метод она применяла потому, что ее дети были маленькими и требовали много внимания. Она отставляла в сторону доску в любое время. Холст занимал больше времени, его не всегда от- ставишь в сторону, а доску в любое время. Так и появился этот метод графики, с одной доски Инна Колли- андер делала по 5 – 10 картин, иногда до 200. На каждой картине помечала, например 2/10, это означало, сделано всего десять та- ких картин, перед нами вторая по счету картина. Меня поразила наглядность двух ее картин: «Две женщины» и «Три жизни». На первой картине женщина Вера, стоящая на коленях перед Богом или другой небесной силы, опустила вниз голову. Вторая женщи- на Надежда подняла вверх руки, обращаясь к небесам. На второй картине эти символы изображены несколько ина- че. Вера скрестила руки на груди, слегка опустив голову. Наде- жда, подняв руки вверх, удерживает ими воздушную Любовь, обняв ее за талию. Любовь уже оторвалась от земли и стреми- лась улететь от двоих. Удержать ее непросто, но можно и необ- ходимо. На следующей картине Инны Коллиандер, посвящен- ной любви, изображены могилы предков, расположенные друг над другом, из поколения в поколение. А на земле над этими могилами двое влюбленных разжигают костер жизни. Скоро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1