Прошедшие через века

44 ла ее делали из шкуры животных, которая вырезалась по раз- меру ступни. По краям подошвы делались отверстия, через них продевали длинные ремешки, которыми обувь привязывали к ногам. Позднее подошву стали обшивать кожей, наподобие са- пог, и привязывать к ноге ремнями. На голову надевали войлочную или кожаную шапку. Позд- нее, когда представители финских племен научились ткать холсты, они шили и надевали холщевые штаны и рубашку. Летом ходили только в них, подпоясавшись. Зимой поверх них по-прежнему надевали кожаные штаны и кафтаны, мехом на- ружу. В холодные осенние ночи обитатели стоянки ложились во- круг костра. Им приходилось ворочаться с боку на бок, так как огонь костра грел с одного бока, а другой бок замерзал, кроме того, одолевали стаи комаров. Некоторые, чтобы согреться, подвигались ближе к костру, но на их шкуры падали горячие угольки и шкуры начинали тлеть. Иногда ночь заставала путника в лесу. На кочки со мхом он настилал еловый лапник, им же укрывался и засыпал, хотя ко- мары проникали в убежище и не давали спать. Между елками на поляне было кострище, в середине ко- торого навалом лежали камни. Камни клали в костер для того, чтобы они дольше хранили тепло, на них жарили мясо и рыбу. Обычно выбирали круглые и плоские камни, не имеющие по периметру полос, чтобы они не трескались и не разлетались по сторонам. Огонь добывали ударами друг о друга двух кусков кремния, поднося их к сухой траве или бересте, которые легко воспламенялись. Потом огонь стара- лись постоянно поддерживать с помощью углей, оставшихся под камнями. Первобытный лес для человека был всем: он давал ему кров, пищу и все необходимое для жизни. А древесный сук – самое древнее и самое естественное средство защиты, нападения и охоты. Из сука делали рогатину для охоты, луки изготавлива- ли из сучьев твердого дерева, а стрелы к ним - из легкого дерева или речного тростника. Охота и опасности окружающего леса породили в человеке ощущение соседства с могущественными силами, перед которыми он преклонялся и приносил им по- жертвования. В моем повествовании путь представителей племени «весь» к цивилизации показан в более сжатые сроки, чем он проходил в действительности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1