Прошедшие через века

57 непроходимые леса. Пять семей и люди преклонного возраста, всего 48 человек, решили никуда не идти, остаться здесь. Остальные 33 соплеменника во главе с Киршей стали соби- раться в далекий и опасный путь. Все вместе долбили новые лодки, забивали домашний скот, солили мясо, запасали другие продукты. В середине лета 1130 года вереница лодок направилась вниз по течению реки Мологи к Волге. Каким путем пошли они на перешеек между Финским заливом и Ладожским озером, сей- час не установить. Было два основных водных пути, подсказан- ных весянам беглыми новгородцами. Первый путь – вверх по Волге до реки Тверцы, от нее воло- ком до рекиМсты. Далее по реке Мсте до озер Ильмень, затем по реке Волхов до Ладожского озера. Второй путь – от Мологи по реке Суда до ее верховий. Там волоком до реки Оять, а по ней до Ладожского озера. Волоки наших предков сначала они были совсем короткими, от ручья к ручью перетаскивали здесь осиновые долбленые лодки. Тащи- ли по болотам, спереди 2-3 человека с кожаными ремнями через плечо, да сзади 1-2 человека, толкавших лодку. Если лодки тащили по болотам, надо было знать броды, что- бы не утонуть. После волочения по болоту нескольких лодок образовывалась протока, по которой потом плыли на лодках, отталкиваясь шестом. Этот переход был трудным – из лодки выйти опасно, так как трясина может поглотить человека. Вязкое дно и трава мешали продвижению лодок. Потом эта бо- лотная протока переходила в канаву, по которой из-за травы плыть на лодке не легче, чем по болоту. Канава переходила в исток какой-нибудь речушки или ручья, где плыть станови- лось легче. Сложнее, когда волок шел по лесу или кустарнику. Прихо- дилось валить бревна-катки и катить по ним лодки. Как раз в это время и подкарауливали путников разные разбойники и не- приятели, которые и жили-то за счет ворованного добра. Из-за них нередко приходилось бросать этот волок и делать другой в поиске ближних ручьев, ведущих в разные стороны. Лодки постепенно заменили ладьями, лойвами, парусниками, тащить которые становилось всё труднее. Поэтому в начале во- лока устанавливали станы, построив шалаши, а позднее и дома. Здесь путники отдыхали, пополняли запасы, занимаясь охотой и рыбалкой, потом приступали к тяжелой работе по волочению судов. Эти станы устанавливались на водоразделах рек. Позднее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1