Прошедшие через века

76 этого от сородичей, чтобы они молились всем языческим богам: богу воды - Ахти, властителю леса Тапио, богу всех побед в вой- не Куринасу, богу деревьев Лиеккие и другим. Укко назвал сына Матти карельским именем Юрье. Матти с крещеным сыном Юрье только успел переступить порог своего дома, как появился православный игумен с толмачем. Он по- требовал всей семьей идти на берег озера Пюхяярви. Там были уже жители всех четырех домов из трех деревень, около 30 че- ловек. Игумен стал читать карелам основные правила право- славия: надо будет строить церкви и ходить туда молиться, а все мольбища языческие им, карелам, надо раскидать и сжечь. Если карел в чем-то провинится или согрешит, не надо хо- дить на поклоны к своим арбуям-язычникам, а надо идти к игу- менам и попам. Всех умерших необходимо хоронить в одном месте на пого- сте, где будет построена церковь, а не в своих деревнях, на кур- ганах и других местах. На похороны надо приглашать не арбу- ев-язычников, а православных священников. Когда родится ребенок, не надо ходить к жрецам-арбуям, они нарекают детей своими карельскими именами. Надо при- глашать русских священников, которые будут нарекать карел русскими именами. Никаких жертв своим языческим богам приносить не надо, а то во время жертвоприношения карелы много едят и пьют. После крещения игумены и попы будут строго следить, что- бы мужчины-карелы от своих жен законопреступно не жили с другими женщинами и девками. После того как все это было сказано и переведено толмачем на карельский язык, всех карел в одежде новгородские дружинни- ки погнали в воду озера Пюхяярви. Маленьких детей женщины взяли на руки, пока они стояли в воде, священник читал молит- вы. Велено было выходить по одному, священник освящал их по очереди святой водой, взятой из этого же озера. Когда все карелыразошлись по своимдомам, священник вместе с толмачемидвумядружинникамизаходиливдом, спрашивали, как кого зовут и через переводчика называли им русское имя. ТакМат- тиПьясталМатвеем, его сынЮрье–Юрием,женаОвди–Овдотьей. Затем новгородские посланцы пошли на восточный берег мыса Пю- хяниеми, где крестили карел из деревень Варламова и Сакула. Таким образом, после 1227 года все карелы из рода Пья, про- живавшие в деревнях Гудилла, Ларьяново и у Свята озера, а также проживавшие в их деревнях крестьяне стали иметь рус-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1