Прошедшие через века

93 Проживая родами, карелы выбирали старейшину рода, так- же называя его Укко. Новгородские священники называли Укко словом «арбуй», то есть жрец-предсказатель. Он влиял на карел значительно больше, чем православные священники. Сложность перехода карел к православию заключались в не- знании ими русского языка, а многие священнослужители не знали карельского языка. Обязанности в отношении церкви карелы, принявшие хри- стианство, стали исполнять примерно: соблюдали посты, по- сещали службы, приношения в церковь делали охотно. У них, как еще новых христиан было большое желание получить за приношения вечное благополучие. В карельских погостах, Сакульском и Ровдужском, где жили земцы Головкины - были построены церкви. В Са- кульском - церковь Архангела Михаила с двумя придела- ми: Богоявленского Спаса нашего Христа и Николая Чудо- творца, церковь известна с 1500 года. В этом погосте, со- гласно переписной книге 1568 года, было 15 дворов земцев Головкиных и их крестьян, где проживали 20 людей муж- ского пола. В Ровдужском погосте была церковь Василия Кесорецкого с приделом Николая Чудотворца и вторая церковь Успения Пре- чистой. В погосте находилось шесть церковных домов и кресть- янские дома. У карел издавна была традиция в самую короткую ночь на Ивана Купалу (на 22 июня) жечь костры «Локко». Все отслу- жившие свое деревянные орудия и предметы складывались в кучу. Сюда складывали старые бороны-суковатки, сохи, старые лодки, негодную мебель и утварь. Вокруг этой кучи конусом ставили длинные сухие жерди. В эту ночь свои костры «Локко» были или у каждого дома, или один на всю деревню. Уже к ХIII веку карелы научились валять из шерсти грубые ткани, которые называли дерюгами. Наиболее плотные и гру- бые дерюги называли войлоком. По мере совершенствования техники выделки шкур и валяния шерсти шерстяная материя становилась все тоньше и тоньше, она называлась сукном. Одновременно с этим карелы освоили производство пенько- вой материи. Пенька – это грубое волокно из конопли, которая росла в диком виде на больших земельных площадях от реки Невы до Новгорода. Ее научились отбивать, освобождая от твердой шелухи (костры), и получали нить. Эти непряденые нити связывали между собой и ткали из них одежду. Несколь-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1