Тверские памятные даты на 2018

205 Статьи графики с декоративно-прикладными техниками и материалами – явление достаточно распространённое в наи- вном искусстве. Только художницы предпочитают использование тек- стильных материалов и техник – ап- пликации из ткани, вязание, а худож- ники-мужчины – резьбу по дереву, ассамбляж из готовых предметов (на- пример, фурнитуры) и деталей. Если попытаться понять тип со- ветского человека, то основной его характеристикой является принятая ответственность за свершения и пре- образования, приемлемость личного и смелого решения, возможность со- вершения простым человеком подви- гов и открытий, решимость прибли- зить и обрисовать образы светлого будущего. Картины П.А. Лебедева де- монстрируют образы трудовых буд- ней, красоту цветущей и преобража- ющейся Родины. Наивное искусство советского народа как творчество масс становилось манифестацией субъектности зрителя, овеществлён- ным правом на понимание и сотвор- чество языка эпохи и её символов. В советском наивном искусстве нет предпочтительных жанров. Сюжетами произведений самодеятельных ху- дожников могли стать как личные эмо- ционально окрашенные впечатления, мечты и воспоминания детства, так и узнаваемые и известные сюжеты мас- совой культуры. Ведь формирование советской идентичности осуществля- ется с привлечением изобразитель- ных приёмов и образов, установкой на наглядность: оформление школь- ных классов и парадных залов Двор- цов культуры, массовых праздников, дизайн учебников и детских книг, транслирование художественных об- разцов посредством конкурсов са- модеятельного творчества и детских викторин, на которых победители награждались ценными призами – ка- рандашами, красками и альбомами. Идеологические лозунги становились достоянием масс посредством зримых и доступных образов, среди которых самыми действенными были жанры плаката, площадного театра, кино и массовых музыкальных жанров. Об- разный язык искусства адаптировал идеологию, предъявляя её массовому сознанию в мифопоэтической форме. При этом массам вменялась ответ- ственность за свершения и результа- ты, прижизненные и зримые. Пётр Ананьевич Лебедев, уйдя на пенсию, как это случается с большин- ством художников советского наи- ва, принял на себя ответственность продолжить миссию строителя уже в художественно-образном варианте, создавая идеальные образы Родины и родного города Торжка, соотечествен- ников и современников. А.А. Бобрихин, Подготовил А.М. Зинатулин Библиография: • Библиотека Горького приглашает на выставку «Пётр Лебедев – наивный художник из Торжка» // Тверские ведомости.– 2017.– 11–17 окт. • Нгуен С. Наивный художник из Торжка // Торжокская неделя.– 2015.– 14 окт. • Потапов Е. Вчера – строитель, сегодня – художник // Вперёд (Торжокский р-н).– 1962.– 18 нояб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1