Тверское педагогическое краеведение

10 наблюдал в европейских странах. Недостаток грамотных, образованных людей в своём Отечестве Пётр считал одной из главных причин этой отсталости. Вот почему реформы просвещения он начал проводить в начале царствования и целенаправленно занимался их осуществлением всю жизнь, наметив пути их развития на многие годы вперёд. Он хорошо понимал, что нужны свои, отечественные учёные, просветители, и способствовал их появлению, проявляя внимание к тем одарённым соотечественникам, которые были солидарны с ним в этом направлении, поддерживали его начинания, сами вносили большой вклад в осуществление его задумок. Внимание Петра привлекала «Грамматика» Смотрицкого, созданная талантливым учёным и общественным деятелем России в 1619 г. В этом учебнике содержались элементы русских грамматических форм, были заложены основы современной грамматической терминологии, утверждались единые для своего времени нормы литературного языка. Она была учебником церковнославянской грамматики и имела в то же время научное значение. На учение Смотрицкого опирались такие выдающиеся просветители Петровской поры, как Феофан Прокопович, Иван Тихонович Посошков, Василий Никитич Татищев. Желая сделать обучение более доступным для широких масс, Пётр I ввёл упрощённый алфавит, освободив его от многих церковнославянских требований, связанных со сложным написанием букв и произношением, что значительно облегчило обучение грамоте. Если ко времени прихода Петра I к власти в России было лишь одно среднее учебное заведение в Москве — Греко-латинская академия, открытая в 1687 году, не существовало светской государственной системы просвещения, не выходило ни одной газеты, то всё это резко меняется в связи с петровскими преобразованиями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1